Прогресс генетики и его значение для педиатрии. Обзор молекулярной генетики. Наследственные болезни. Расшифровка молекулярного строения генома человека, страница 2

В последние десятилетия развитие клинической генетики в педиатрии поддержано трудами педиатров, генетиков, невропатологов — академиков РАМН Л.О. Бадаляна, Ю.Е. Вельтищева, В.А. Таболина, Е.И. Гусева, других ученых.

Педиатру, как никакому другому врачу, необходимы знания в области диагностики, лечения и профилактики наследственных и врожденных болезней, ибо подавляющее большинство из них проявляется именно в детском возрасте.

Однако генетические методы служат инструментом не только для изучения патологии человека. Все большее внимание привлекает к себе генетика нормального развития человека, или индивидуальная геномика развития.

Педиатр как врач-генетик

Педиатр, постоянно наблюдающий за развитием ребенка в различные возрастные периоды, подсознательно выступает в роли генетика, ибо развитие движений, речи, интеллекта, последовательность периодов онтогенеза определяются генетической программой, которая модифицируется внешней средой, факторами питания, обучения и воспитания.

Известны многие (но далеко не все) гены, контролирующие нормальный рост и развитие организма, его онтогенез. Это онкогены и антионкогены, гомеобоксгены или гены, определяющие симметрию органов, скелета и тела, многочисленные гены факторов роста (фибробластов, нейронов, миоцитов, моноцитов и др.), гены апоптоза (программированной гибели отживших клеток), гены клеточных рецепторов и так называемые гены переключения генетической программы, или свитч-гены.

Имеются возможности хотя бы ориентировочного выявления экспрессии этих генов у детей по возрастным изменениям фенотипа или конституции ребенка.

Экспрессия генов в критические периоды, или возрастные интервалы развития человека

Существуют критические фазы, или возрастные интервалы развития ребенка, когда объективно регистрируются процессы переключения генетической программы развития: это неонатальная адаптация, чередование периодов линейного и нелинейного роста, перекресты в лейкоцитарной формуле крови, изменения иммунобиологической реактивности, появление вторичных половых признаков.

Гены развития определяют смену фетальных и "детских" типов белков и ферментов на "взрослые" типы. Уже на первом году жизни многие эмбриональные белки (фетальный гемоглобин, а-фетопротеин, карциноэмбриональные белки, интерферон) заменяются на белковые структуры взрослого типа. Изменяются спектры многих ферментов, изменяется структура (типы) коллагена. С возрастом изменяется также чувствительность клеточных рецепторов к действию гормонов щитовидной железы, гормону роста и соматомединам, половым гормонам или к чужеродным антигенам.

В стадии становления находится новое направление генетики — возрастная геномика человека.

Предлагалось выделить 5 критических периодов, или возрастных интервалов развития, характеристики которых неоднократно освещались в печати: неонатальный период, возраст 4—6 мес, второй год жизни, 6 лет, пубертат, когда совершенно очевидны изменения генной экспрессии (Ю.Е. Вельтищев, 1994).

Главным условием выявления отклонений от генетической программы развития ребенка и распознавания его серьезных заболеваний служит внимательный и постоянный медицинский анализ показателей роста и развития ребенка именно в критические периоды, или возрастные фазы развития.

Как врач-генетик, педиатр первым должен предположить врожденный или наследственный генез ранних отклонений в развитии ребенка, рецидивирующих или формирующихся хронических заболеваний.

Генетика нарушений нервно-психического развития ребенка

Медицинская и общественная пресса бьет тревогу по поводу серьезного роста распространенности нервно-психических нарушений, психозов и умственной отсталости у детей и подростков. В сумме она превышает 10% детского населения и, по данным Т. Б. Дмитриевой (1998), за пятилетие повысилась в 2 раза. Огромную роль в данном явлении играет внешняя среда — неблагополучное состояние экономики, питания, воспитания детей. Однако на этом фоне повышается проявляемость генетически детерминированной предрасположенности к нарушениям развития.