Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 25

 – Садись с нами, – без всякого желания пригласил Андрей.

 – Зачем? Мы вот тут… Нам што? Нам – в уголку!.. («Микроскоп», 105).

Но даже если вопросительное слова(о) занимает по всем правилам письменной книжной речи первое место, то происходит «перестановка» главных членов предложения, благодаря чему получается обратный порядок слов, выражающий больший потенциал экспрессивных возможностей:

 – Водка в кровь, что ли, поступает?

 – А куда же? С чего же дуреет человек? («Микроскоп», 104)

В предложениях без вопросительного слова частотна препозиция дополнения относительно сказуемого. Таким образом происходит вынесение информативно важного в начало предложения, что говорит о том, что на него теперь падает логическое ударение:

 – Ты у нас пешком на работу ходить будешь! Ты у нас покатаешься на автобусе!

 – В две смены работать и – пешком? Ловко… («Микроскоп», 100).

Так как в реплике-реакции темой является глагол «работать», который уже был употреблен женой Андрея в реплике-стимуле, а все остальное является ремой, поэтому здесь мы видим так называемые «двувершинные» высказывания, где части комплексной ремы находятся в абсолютном начале и конце предложения. На них падает логическое ударения(е). Но, помимо этого, на часть комплексной ремы «пешком» падает еще и акцент, благодаря тому, что это??? является присоединительной конструкцией, которая не только эмоционально окрашивает речь, но  вносит в предложение новые смысловые оттенки.

Шукшин нередко прибегает к такому построению речи своих героев, когда реплика состоит из нескольких частей, каждая из которых может не представлять собой грамматического предложения, но в условиях контекста и ситуации передает информацию и соответствующим образом интонационно оформлена. Каждое из этих высказываний содержит интонационный центр, смысловая связь между высказываниями выражается последовательным расположением в реплике. «В аудитории, правда, не разрешается, ноничего…» («Экзамен», 6), «Насчет уклона-то… смотри не вякни где» («Космос, нервная система и шмат сала», 24). По своей сути парцеллированные конструкции, которые обладают такими качествами разговорной речи, как фрагментарность и расчлененность речевой цепи.(???) Все это характеризует речь персонажей, которая являю(е)тся непосредственной, спонтанной и неподготовленной.