Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 10

Что касается такой синтаксической особенности, как инверсия, а также нарушение порядка слов в целом, свойственных произведениям Шукшина, в частности – его рассказам, то это будет подробно рассмотрено во второй главе данной работы.


Глава 2. Стилистическое значение порядка слов
в рассказах В. Шукшина

§ 2.1. Порядок слов в авторской речи

Для разговорного языка вообще характерна высокая вариативность словорасположения, то есть наряду со специфически разговорными употребляются и нейтральные конструкции, так как только на их фоне специфически разговорные конструкции выполняют свою функцию. Многие особенности разговорного словорасположения отличаются особой экспрессивностью. Именно в выражении особой экспрессии, подчеркнутом выявлении логического ударения, актуального членения состоят функции словопорядка в разговорном языке. По определению В. В. Виноградова «построение предложения – один из самых важных, самых существенных элементов грамматического строя языка»[7]. А поскольку речь линейна и сразу нельзя употребить несколько слов (одновременно), то встает вопрос о том, в каком порядке надо располагать слова в линейной цепи.

В современной лингвистике доминирующей является концепция, согласно которой порядок слов обусловлен, с одной стороны, требованиями актуального (коммуникативного, смыслового) членения, с другой – исторически сложившейся грамматической системой языка. И хотя многие лингвисты считают, что варианты расположения компонентов внутри предложения могут быть объяснены с позиций актуального членения, есть и другие точки зрения. Так, например, И. А. Мартынова замечает, что, рассматривать расположение членов предложения только с точки зрения актуального членения предложения(лучше убрать) является не полным, так как, во-первых, при этом неизбежно теряется единство объекта изучения – предложения, коммуникативно-синтаксические параметры которого рассматриваются отдельно от его конструктивно-синтаксической природы. По мнению же О.М. Белкиной представляется плодотворным подход, при котором частное явление вариативности порядка слов в рамках художественного текста может рассматриваться в двояком аспекте: как явление коллективно-языковое, системное, связанное, тем не менее, с авторской позицией и как явление индивидуально-речевое, связанное с потребностями индивидуальной выразительности, в первую очередь.(зачем здесь тем не менее и в первую очередь?) Подобный подход предполагает выделение двух основных уровней описания вариативности порядка слов – уровня членов предложения и уровня отдельного члена предложения.