Частотно в речи автора и такое явление разговорного синтаксиса, как интерпозиция главного предложения по отношению к придаточной части. Особенно частотно использование таких предложений, как «матрешки». Но в данном случае, на наш взгляд, это является инверсией, свойственной разговорному стилю речи. «Мать, потому что не видела никаких беленьких, а отец с сыном видели, не осердилась» (Микроскоп, 102), «Нет, бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил» (Микроскоп, 103). В этих примерах мы видим стремление автора придать аффективный оттенок и ритмически выделить 2 компонента: один - в абсолютном начале предложения, другой – в абсолютном конце. А вставная придаточная часть является как бы нейтральной в эмоционально-экспрессивном плане и служит лишь для передачи информации.
Но и по отдельности позиции начала предложения и его конца имеют важное значение. Наиболее частотное положение ремы – в ее конечной, ремовыделительной позиции, где ее можно охарактеризовать как сильную, выделенную логическим ударением. В русском языке ремосигнализирующей позицией в предложении является именно конечная позиция: Маша пошла в магазин. В магазин пошла Маша. Что же касается начальной позиции, то в русском языке она ремовыделительной не является. Начальная позиция имеет тематизирующую силу. Поэтому для того, чтобы сигнализировать рему в начале предложения, необходимо ее выделить другими – непозиционными средствами. В устной речи для выделения достаточно одной интонации. В письменной речи начальная рема сигнализируется также лексическим показателем, стоящим в препозиции к реме. Это выделительно-ограничительные слова: «именно», «как раз», «только», «это», «вот» и др.: Это Маша пошла в магазин. Шукшин часто использует позицию абсолютного конца, помещая в конец член или члены, несущие логическое ударение. Нередко в конце располагается сказуемое: «Сегодня четверг, завтра крайний день, отпросится на денек, а в воскресенье вечером улетит» («Как зайка летал на воздушных шариках», 193), «Щиблетов сказал директору «до свидания» и вышел из конторы с видом человека, выполняющего неприятную обязанность, но которую, он понимает, выполнять надо» («Ораторский прием», 216).
Еще более характерным для рассказов является помещение в абсолютном конце наречий образа действия, выражающих качественную характеристику действия: «Церковь была закрыта давно» («Мастер», 231)это можно не писать, если повторяется, кажется, «Как песню спел человек, и спел хорошо» («Мастер», 231), «Подпрыгивал и пел громко» («Чудик» ,86). Таким образом, логическое ударение при прочтении данных предложений ставится на последнее слово, что показывает, что в данном случае именно эта часть ремы является самой важной. Важна именно характеристика действия: когда была закрыта церковь, как спел он песню. И постановкой наречий, отвечающих за это, в абсолютный конец, автор добивается того, что читатель акцентирует свое внимание именно на этом. Ведь вынесение этих членов в конец предложения, делает их главным информативным центром.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.