При создании диалогов, с одной стороны, мы видим стремление автора представить речь персонажей как можно достоверней, с другой, – подчинение неизбежным условиям и законам искусства. Порядок слов в разговорной речи регулируется специфическими законами построения разговорной речи, к которым относят следующие явления:
Отступления от норм порядка слов письменной речи, наблюдаемые в диалогах рассказов Шукшина, заключаются в изменении традиционного следования синтаксических групп в предложении, необычном словорасположении внутри этих групп и нарушении их цельности, что и является специфическими чертами порядка слов разговорной речи.
В диалогах персонажей можно выделить реплики-стимулы и реплики-реакции. Основная черта стимулирующей реплики – устремленность ее на начало разговора, побуждение собеседника к реакции. Ее содержание мотивировано лишь экстралингвистическими факторами. Характер выделения информативных частей в диалоге также имеет различие в репликах-стимулах и репликах-реакциях в силу их специфики как единиц диалогического единства и особенностей употребления в них предложений различных функциональных типов. Выделение информативных частей и вынос наиболее важной из них на первый план с помощью изменения? порядка слов связаны непосредственно с актуальным членением.
Среди реплик-стимулов мы провели (проводится) анализ порядка слов в вопросительных и невопросительных предложениях. Анализ показал(показывает), что порядок слов, регулируемый законом выдвижения информативно важного, в местоименных и неместоименных вопросительных предложениях определяется особенностями актуального членения этих двух основных типов вопросительных предложений и главным образом характером их ремы. Рема местоименного вопросительного предложения является комплексной и состоит из вопросительного слова, информирующего о функциональной направленности высказывания, и синтаксической группы сказуемого, определяющей содержание запрашиваемой информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.