Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 2

Последовательность компонентов актуального членения предложения – темы и ремы.

В истории изучения стилистической функции порядка слов, как и в изучении порядка слов в целом. Четко выделяются два периода, границей между которыми является середина 50-х годов, когда получила широкое распространение и признание теория актуального членения предложения, по-новому осветившая проблему словопорядка.

Поставленные в рамках традиционной грамматики вопросы об обычном и эмфатическом порядке слов, об эмфатической роли первого и последнего мест в предложении, роли интонации и е взаимосвязи с порядком слов, о роли последнего в создании ритма речи в новой лингвистической науке получили дальнейшее развитие и рассматриваются на более высоком уровне, благодаря интенсивному изучению коммуникативного аспекта речи.

Важным направлением стало изучение стилеобразующей роли порядка слов в творчестве отдельных мастеров русской прозы.

Непосредственность общения исключает возможность предварительного обдумывания, а потому устная речь полна непринужденных форм общения, некоторых грамматических неправильностей, пропусков, повторов, усечений, эллипсисов, интонационных выделений. Эти качества делают устную речь выразительной, эмоциональной, полной аффективных элементов языка, что сообщается и разговорному стилю, который формируется в устной речи. Эти качества, уже как стилевые, закрепляются в письменной речи, образуя некое системное единство.

Особенности разговорного стиля, именно в силу его системности, можно проследить на разных уровнях языка: произносительном, лексико-фразеологическом, морфолого-словообразовательном и синтаксическом. В данной работе будет рассмотрен лишь синтаксический уровень.

Наиболее характерен разговорный стиль своим синтаксисом, всецело подчиненным непринужденности и непосредственности речевого общения.

Вот некоторые особенности разговорного русского синтаксиса:

Особенно богата разговорная речь конструкциями экспрессивного синтаксиса. Эти конструкции отличаются эмоциональной насыщенностью, емкостью содержания, интонационной яркостью и разнообразием.

Богат разговорный синтаксис и инверсированными синтаксическими построениями, вплоть до инверсии придаточных в составе сложных предложений с жестким порядком следования частей (А какая утрата коснулась моей радости, я так и не узнал).