Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 8

Стилистические функции разговорной лексики в произведении Шукшина разнообразны: номинативная, описательная, эмоционально-экспрессивная, функция речевой индивидуализации и др. Разговорные и просторечные слова в речи персонажей выполняют определенную функцию: они выступают как речевая характеристика персонажа, подчеркивают экспрессивность реплик.

В то же время важно подчеркнуть, что при всей значимости в стиле произведений Шукшина элементов разговорной речи(стиля) стилистическую основу авторской речи составляет (речь) книжная (лексика). Введение лексики народно-разговорного языка в авторскую речь мотивируется авторской оценкой изображаемых лиц и явлений, тактичностью речевых эталонов, стилистической свежестью, нестандартностью, семантико-стилистической точностью изображения психико-физического состояния персонажа, а также стилистическим фоном всего текста произведения. В авторской речи разговорные и просторечные слова усиливают экспрессивную сторону текста, придают ему интонацию живой беседы с читателем. В то же время при описании ситуации, в которой оказался персонаж, а также его состояния, автор, включая в авторскую речь те слова, которые мог бы произнести персонаж, передает его (персонажа) отношение к происходящему. Так, например, в авторской речи часто употребляется такой прием, как стилистический разнобой(не дай Бог ты ей так напишешь: она тебе сразу скажет, что это ошибка, а не прием).«Он молился на свою очкастую богиню, хотелось заорать всем: «Что, съели?! А вякали!..» («Беспалый», 277). Здесь мы видим стилистический разнобой(а тут можно оставить, там тогда скажи про смешение высокой и сниженной лексики), но его использование мотивировано тем, что простак Серега смотрит на свою жену, обычную деревенскую бабу, как на богиню. Характерно, что это используется в авторской речи, но мы как будто видим перед собой не авторский текст, а внутренний диалог главного героя, для которого, как для носителя живой речи жителя деревни, характерно употребление слов с разной стилевой принадлежностью(кто ж в деревне говорит «высоким» стилем?=)).

Помимо лексических особенностей в произведениях Шукшина используются и другие особенности разговорного стиля речи. Прежде всего, это фонетические особенности, свойственные устной живой речи, но отраженные писателем на письме. Наиболее ярко это представлено в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках», где Шукшин намеренно используют прямое соответствие речи маленькой Верочке: «Еечка зе зимой бывает-то», «П’о зайку…» («Как зайка летал на воздушных шариках», 192). Такое графическое соответствие устной речи девочки помогает читателю еще больше поверить в реальность данного персонажа, представить ее перед глазами. Ведь уже по тому, как она говорит, можно составить ее портрет: маленькая девочка, которая не так давно научилась говорить, значит, ей около 2-3 годиков и т. д. Фонетические особенности используются и для характеристики других жителей деревни.