Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 16

Препозиция инфинитива по отношению к спрягаемому глаголу также характерна для авторской речи: «Он уже не верил в успех, но признаться в этом было страшно» («Нечаянный выстрел» ,42), «Ехать надо было далеко, верст двадцать: ближе рубить не разрешалось» («Волки», 68).

Как типическую черту разговорного стиля в авторской речи рассказов Шукшина отметим также прием добавления, наглядно свидетельствующий о том, что текст строится спонтанно, без подготовки. Автор помещает в конец высказывания какой-либо член, добавляющий нечто важное. «Погода стояла как раз скучная – зябко было, сыро, ветрено – конец октября» («Алеша Бесконвойный»,336), «Суд выехал из района по другому случаю, более тяжелому, а заодно решили пристегнуть и это дело, погорельское» («Суд» ,108). Добавляемая и уточняющая части могут отделяться от высказывания запятой, тире, многоточием, но какой-либо пунктуационный знак может и отсутствовать. Эти присоединительные конструкции являются экспрессивными и строятся на выделении наиболее важных деталей высказывания: на том, что конец октября или что дело именно «погорельское». В данных примерах мы видим, что присоединительные конструкции не только эмоционально окрашивают речь, но и вносят в предложение новые смысловые оттенки.

При стилизации авторской речи под разговорный стиль Шукшин использует характерные для разговорного стиля речи синтаксические особенности, подчиненные непринужденности и непосредственности речевого общения.

§ 2.2. Порядок слов в репликах-стимулах

Поэтическая форма рассказов определяет наше обращение к двум типам композиционно-речевых структур: к диалогу и речи повествователя, причем ведущее место здесь занимает диалог. Ведь именно в диалоге реализуется казусность ситуаций, организующих сюжет рассказов. Так как для разговорной речи в принципе свойственна (ее) диалогичность, то именно диалоги персонажей играют одну из главных ролей. Естественность диалога художественного произведения достигается проникновением в него различных особенностей русской разговорной речи. К синтаксическим сигналам разговорности относятся имеющиеся в диалогах художественных произведений особенности порядка слов разговорной речи. Они являются одним из средств создания естественности диалогов в связи с тем, что порядок слов участвует в формировании мысли, отражает течение речи в условиях постоянно меняющейся ситуации общения.