Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 22

Анализируется порядок слов в репликах-реакциях в связи с выдвижением информативно важного как особенность построения разговорной речи, оказывающей основное влияние на порядок реагирующих реплик, что объясняется их функциональной направленностью. Формальное подчинение второй, реагирующей реплики, первой, стимулирующей, во многом определяется грамматической природой предложения, на которое следует диалогическая реакция. В ситуации требования ответа, при желании отреагировать на сказанное в условиях возможного перебива(это в кавычках должно быть?), говорящий невольно в своей реплике-реакции стремится прежде всего сообщить самое важное, логически выделяя и эмоционально подчеркивая определенную часть высказывания. Характер реплики-реакции как ответного высказывания предопределяет преимущественное использование в этой роли невопросительных предложений, в основном имеющих значение сообщения, реже – побудительное значение. Рема повествовательных и побудительных предложений может быть как комплексной, так и некомплексной.

Предложения с некомплексной ремой делятся на две коммуникативные части, одна из которых – рема, являющаяся коммуникативным и информативным центром высказывания, в репликах-реакциях по закону выдвижения информативно важного занимает начальное положение. Вынесенная на первый план некомплексная рема может быть выражена именным сказуемым, являющимся выражением оценки лица, главным образом отрицательной(может лучше это в скобках?). «Кроха ты моя…» («Обида», 213), «Говорили тебе, Серьга: злая она…» («Беспалый», 279), «Гад такой» («Танцующий шива», 284). Эти побудительные предложения в репликах-реакциях, как и в репликах-стимулах, имеют экспрессивно-разговорный характер благодаря включению местоимения-подлежащего, являющегося темой, и выносу информативно важного глагольного сказуемого – ремы с определенной семантикой. В приведенных примерах персонажи употребляют бранную лексику, столь характерную именно для разговорного стиля. Все эти предложения эмоционально- и экспрессивно окрашены. Достигается это за счет того, что «главное» бранное слово с характерной отрицательной семантикой выносится в абсолютное начало, где на него теперь падает логическое ударение. С выносом прилагательного (более информативной части ремы) и без выноса подтверждает разговорный и более выразительный характер первых из них. Рема или ее главная часть может повторяться, что свидетельствует об эмоциональной напряженности диалога и подтверждает коммуникативное членение и градацию важности его частей: «Пустой ты человек, Саша... – Пустой человек! (сносочка!!!).