Использование в художественных текстах разговорных и просторечных слов вполне допустимо и традиционно, поскольку именно они являются проводниками живой разговорной стихии, которая обладает огромным потенциалом функционально-стилистических возможностей, художественно-выразительных средств и эмоциональной оценочности. Кроме того,(всегда выделяется) намеренное отступление от нормы, как правило, влечет за собой большую выразительность и экспрессию. Тем более что русская разговорная лексика со всеми своими экспрессивными и словообразовательными нюансами принадлежит (к кодифицированному?) литературному языку, без нее невозможна общая речевая стихия, невозможно неофициальное общение, которое занимает основное языковое пространство реального человека.
Так как в произведениях Шукшина большое внимание уделяется деревенским жителям или выходцам из деревни, то в его прозе существенное место занимает разговорная «стихия», т.е. лексика, фразеология, формы слов, синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи. Содержательная направленность художественной речи Шукшина всегда мотивирована. И в этом, естественно, большую роль играет разговорная речь во всем многообразии ее проявления. Все без исключения произведения Шукшина имеют большое количество характерных (особенностей) разговорной речи, (которые выражаются в) лексических, морфологических и синтаксических особенностях(ей).
Наиболее ярко (эти )черты разговорного стиля воплощаются в лексических особенностях текста. В произведениях Шукшина разговорная и просторечная лексика отличается большим тематическим и стилистическим разнообразием. Тематические группы в своем большинстве представлены так называемыми бытовизмами, т. к. сфера общения действующих лиц произведений в основном связана с повседневной жизнью, бытом. Разговорная лексика употребляется для создания повышенной тональности речи, придает ей выразительность, усиливает воздействующую силу сказанного. Слова с разговорной окраской могут принадлежать к разным частям речи: существительному (словцо, подзаборник, чушь, бестолочь), прилагательному (драный, славный, несусветный), глаголу (деваться, сбацать, брякнуть), наречию (пинком, напористо, напропалую). Все эти слова могут употребляться как в авторской речи, так и в речи персонажей. Большинство из них является собственно лексическими отклонениями(может, в кавычки?) и придают тексту больше выразительности и динамичности. Все эти части речи употребляются рядом с нейтральными словами, что придает (тексту еще больше экспрессивности?)им еще большей экспрессивности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.