Что касается средств, служащих для создания образа, для В. Пелевина характерно наличие разнообразных стилистических приемов в рамках одного произведения (риторический вопрос, «текст в тексте», графические средства создания экспрессии и т.п.). Стилистические фигуры позволяют «развернуть текст на предметно-логическом и эмоциональном уровнях, в направлении, определенном прагматической целью автора, например, когда им очерчивается образ героя»[13]. Так, например, при помощи риторического вопроса автор передает отношение (как свое, так и героя) к определенной проблеме, предмету или явлению. Риторический вопрос также служит средством диалогизации речи, заставляет читателя задуматься, определить свою точку зрения: « - Вечный вопрос, - засмеялся Морковкин. – Тварь ли я дрожащая или право имею?»[14]. «Текст в тексте» - прием, типичный для В. Пелевина. Введение чужого текста создает впечатление об ирреальности: автор настолько запутывает читателя, что уже непонятно, где герой настоящий, где мифологический, где философское осмысление действительности, а где бред психически нездорового человека.
В работе Б. Cеребренникова «Роль человеческого фактора в языке»[15], в которой анализируются приемы создания экспрессивности, предлагается выделение в тексте внутренней и внешней структуры: «внешняя структура текста создается пунктуацией, шрифтом, цветом букв, пробелами, заголовками, сносками, эпиграфом, то есть это пространственно-графическая структура; внутренняя структура создается самими языковыми компонентами текста и связями между ними». Обе эти структуры способствуют созданию экспрессивности. В произведениях В. Пелевин активно использует экспрессивный потенциал как внутренней структуры, так и внешней.
Яркая стилевая черта прозы писателя – «игра» с внешней структурой текста произведения, за счет использования «немых» знаков: соположение частей, порядок слов, знаки препинания; для акцентирования значений – курсив, разрядка, различные фигуры умолчания (язык жестов, в частности, авторские описания соответствующих жестов и мимики). Например, в романе «Generation «П» курсивом набраны рекламные слоганы, шрифтом же выделены мифологические сюжеты (легенда об Иштар), цитаты из других произведений.
Экспрессия создается автором и за счет необычного графического облика слов, что характерно для современного рекламного текста и текстов СМИ: «Включенный телевизор практически никогда не передает статичный вид с одной неподвижной камеры, поэтому изображение на нем не является фо-ном»[16].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.