Речевая характеристика персонажей в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота», страница 14

Подводя итог, можно сказать, что речевой портрет героя, особенности которого были нами выявлены в этом параграфе, доказывает то, что именно художник-поэт Петр Пустота должен являться и является главным героем романа —  достойным учеником, который призван найти истину, потому что его интеллектуального «капитала» и фантазии хватит на то, чтобы создать и найти свой «просветленный» мир, свою «Внутреннюю Монголию».


§2.3 Речевые особенности второстепенных персонажей

В романе «Чапаев и Пустота» присутствует множество героев второго плана, которые также как и главные герои ищут свою истину, рассуждают о жизни таким языком, какой им доступен, их речь имеет свои особенности, так как каждый из них является представителем своей эпохи или своей социальной группы.

Обратим внимание на пациента психиатрической больницы, отождествляющего себя с героиней сериала «Просто Мария» и определяющего себя блоковскими словами «прекрасная дама» и «незнакомка». Со слов его командира, пришедшего навестить Марию в больнице, мы узнаем, что его психическое помешательство могло быть вызвано контузией, полученной в результате обстрела Белого дома, где он в тот момент находился. Место России в мире гомосексуалист Просто Мария стремится определить с помощью алхимического брака с Западом (Запад приходит к Просто Марии в образе Терминатора-Шварцнеггера). При встрече с Арнольдом Просто Мария пытается подобрать нежные слова, создать романтичную атмосферу: «Срочно нужно сказать что-нибудь романтическое, — подумала она. — А что, собственно, сказать? Да не важно. — Знаешь, Арнольд, — заговорила она, прижимаясь к его боку, — мне вдруг… Я не знаю, может быть, это покажется тебе глупым… Но ведь я могу быть с тобой искренней? <…> — Когда я рядом с тобой, мне так хочется взлететь ввысь! Мне кажется, что небо совсем близко! <…>  — А ты возьмешь меня с собой? Ведь я… — Мария застенчиво улыбнулась, — ведь я такая земная» (79). С помощью высокой лексики («взлететь ввысь», «такая земная») и стилистической фигуры умолчания-недосказанности («мне вдруг…», «Ведь я…») создается впечатление, что Просто Мария – это молодая скромная девушка, взволнованная встречей с мужчиной, в которого влюблена, мы видим ее растерянность и в то же время замечаем «игривые» нотки, свидетельствующие о флирте между героем и Арнольдом. Но вскоре нам становится ясна истинная натура Просто Марии: в споре с Сердюком он выражается,  как обычный солдат (которым он на самом деле и является). Он использует сниженную лексику, причем как обычные вульгаризмы («журавлиная морда», «башку разобью»), так и сленг новых русских – бизнесменов 90-х годов («фильтруй базар»): «— Дурак ты, Мария, — презрительно сказал Сердюк. — Неужели ты не понимаешь, что у вас с Арнольдом любовь только здесь может быть? — Фильтруй базар! А то я тебе, журавлиная морда, этим бюстом башку разобью» (164).