Произведения постмодернистов часто связывают с таким понятием, как неоэпос, так как главной чертой большей части их текстов является попытка создать мифологическое сказание о начале, развитии и конце некоего микрокосма. Категория «начала», свойственная эпосу, присутствует и в неоэпосе, с единственным отличием: данная категория неотделима от понятия «тайна». Невозможно узнать, с чего все началось в мифологизированной вселенной писателя, так как начало всегда скрыто от нас. У В. Пелевина неоэпос проявляется довольно часто («Чапаев и Пустота», «Generation «П»). Так, например, неизвестно, когда, куда и зачем вышел поезд «Желтая стрела», как попали туда люди. Неизвестно, когда началась программа тотальной симуляции прогресса в Советском Союзе («Омон Ра»). Наконец, непонятно, как давно чиновники Госплана погрузились в виртуальную реальность и как они жили до этого («Принц Госплана»). В эпосе тайна раскрывается всегда и полностью, в неоэпосе раскрытие тайны – это и есть сам текст романа. Герой Пелевина всегда находит ответ на вопрос «как», даже если этот вопрос не волнует его, но он никогда не сможет ответить на вопрос «почему», поскольку даже сам автор не знает на это ответа.
Финал произведений В. Пелевина всегда неожидан и построен по принципу deus ex machina: эпос заканчивается «гибелью богов», то есть «концом микрокосма героя»[8], то же и в неоэпосе: мир героя рушится. Главный герой «Омон Ра» неожиданно, против всякой логики, оказывается в подземелье и с трудом сбегает из постановочного центра космической программы. Герой «Желтой Стрелы» останавливает время и сходит с поезда. Принц Госплана доходит до последнего уровня и убеждается в бессмысленности игры, его мир, построенный на достижениях, разрушен, но он начинает все сначала.
Еще одной особенностью пелевинских текстов является наличие «образов-концептов» (изобретенные автором образы, которые пронизывают многие его произведения), выделяемых Марковой Т. Н. в работе «Метафорическое пространство в прозе Пелевина» (Русская речь, 2004, №5). Первый из них – клетка – место «заточения» (добровольного или принудительного) героев произведения: купе поезда («Желтая стрела»), баня («Чапаев и Пустота»), ящик инкубатора («Затворник и шестипалый»). В художественном пространстве пелевинских произведений таких клеток несколько, их объединяет коридор – следующий образ-концепт. Этот образ присутствует в каждом тексте «напрямую», не завуалировано. Это коридоры поезда, подземного «космического центра», зданий контор Госплана и т. д. Перемещение по коридору часто символизирует для некоторых персонажей свободу, на самом же деле, коридор является разновидностью клетки. Последний образ-концепт, который выделяет Т. Н. Маркова, - это выход (окно, дверь, проломленный потолок, стена, люк), который присутствует во всех произведениях В. Пелевина. Но некоторые герои не находят в себе силы воспользоваться им, чтобы уйти из систем клеток и коридоров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.