Подобная многоликость главного персонажа, указывает на интертекстуальные особенности данного текста – образ Чапаева соткан из множества составляющих: анекдоты, легенды, документальные факты, буддийские писания, что не может не отразиться и на языке данного героя.
Произведение «Чапаев и Пустота» - это роман о том, как пишется роман, — лишь в седьмой главе читатель понимает, что перед ним рукопись Петра Пустоты. Кроме того, сам автор определяет роман так: «Это первый роман в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте»[19], из чего можно заключить, что все происходит в сознании Петра Пустоты.
Действие романа происходит в трех временных пластах: 1918-1919-е и 1990-1992-е годы, а также 1923-1925 годы, где в Кафка-юрт пишутся эти «воспоминания». Поэтому Петр Пустота одновременно существует в нескольких ипостасях. В 1918-1919-е годы он человек, убивший работника ЧК фон Эрнена и выдающий себя за него; он же и поэт-декадент, знакомый с В. Брюсовым, А. Блоком, А. Толстым, В. Маяковским, Д. Бурлюком, а позже Петр становится еще и комиссаром дивизии Чапаева. В 1990-е годы он пациент Образцовой психиатрической больницы №17, считающий себя «единственным наследником великих философов прошлого» и отождествляющий себя со своей фамилией. В 1923-1925 годы – это герой, достигший Внутренней Монголии и автор романа в одном лице. В отличие от Василия Чапаева, речь которого меняется в зависимости от того, какую роль он исполняет в этот момент, речевые особенности Петра Пустоты сохраняются на протяжении всего произведения. Вне зависимости от ситуации, окружения и эпохи Петр Пустота тщательно подбирает слова, его речь – это речь хорошо образованного человека, много читающего, близкого к культуре.
Крайне редко он позволяет себе высказываться грубо, употребляя бранную или разговорную лексику с низкой эмоционально-экспрессивной окраской: «Я тем временем оглядывал зал. За круглыми столиками сидело по трое-четверо человек, публика была самая разношерстая, но больше всего было, как это всегда случается в истории человечества, свинорылых спекулянтов и дорого одетых блядей» (36) (с помощью слов «разношерстная», «свинорылые» и «бляди» он охарактеризовал свое негативное, пренебрежительное отношение к публике в кафе «Музыкальная табакерка»); «Он [Тимур Тимурович] определенно умен, подумал я. Но какой подлец» (55) (слово «подлец» отделяется от слова «умен» парцелляцией, что создает с помощью контраста комический эффект при описании врача Тимура Тимуровича, пытающегося убедить Пустоту, что тот болен). После чудовищных выступлений рабочих на сцене, Петр Пустота думает о том, что ожидает искусство и поэзию в будущем: «Стихи станут интересны только в том случае, если будет известно и документально заверено, что у их автора два х..я или что он, на худой конец, способен прочитать их жопой. Почему, думал я, почему любой социальный катаклизм в этом мире ведет к тому, что наверх всплывает это темное быдло и заставляет всех остальных жить по своим подлым и законспирированным законам?» (400) («прочитать их жопой», «темное быдло», «жить по подлым законам») – за счет употребления бранных слов выражается отношение героя к тому, что происходит с искусством во времена государственных переворотов и перемен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.