Бизнес-план развития РУП «Гомельский завод специнструмента и техостнастки». Характеристика предприятия и стратегия развития, страница 18

2.3. Выбор стратегии развития

Выбор стратегии развития предприятия должен быть осуществлен на основании следующих критериев:

  • Сложившаяся ситуация в отрасли производства инструмента и техоснастки для машиностроения (в том числе – сельхозмашиностроения) в странах СНГ (на целевых рынках предприятия);
  • Опыт аналогичных предприятий отрасли;
  • Состояние рынка и спрос на рынке (в том числе – прогнозируемый) на инструменты и техоснастку для машиностроения (в том числе – сельхозмашиностроения);
  • Стратегия Правительства Республики Беларусь по отношению к предприятиям государственной собственности.

Выбор стратегии будет осуществлен на основании анализа отрасли и рынка, проведенного в главе 3 настоящего бизнес-плана, причем следует отметить возможность комбинативной стратегии, основанной на развитии отдельных взаимодополняющих элементов различных альтернативных стратегий, представленных выше.

  1. Анализ рынка и маркетинговая стратегия

3.1. Обзор отрасли машиностроения СНГ

3.1.1. Машиностроение

Во II квартале текущего года, несмотря на более чем двукратное по сравнению с I кварталом замедление промышленного подъема (0,5% против 1,1%), экономический рост продолжился.

Динамика ВВП составила 0,7% в месяц, что несколько выше, чем в I квартале. Основными катализаторами роста стали строительство и торговля, вклад промышленности в прирост ВВП заметно снизился (26% в апреле-июне против 53% в январе-марте).

В целом по итогам января-июня 2003 года объем промышленной продукции вырос на 6,8% по сравнению с январем-июнем 2002 года, инвестиции в основной капитал увеличились на 11,9%.

Динамика производства продукции по отдельным отраслям промышленности в 2002-2003 годах, в %

Отрасль

2002 г. в % к 2001 г.

I полугодие 2003 г. в % к I полугодию 2002 г.

Электроэнергетика

99,3

107,1

Топливная

107,0

110,0

Черная металлургия

103,0

109,5

Цветная металлургия

106,0

106,5

Химическая и нефтехимическая

101,6

104,6

Машиностроение и металлообработка

102,0

107,6

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

102,4

103,2

Промышленность строительных материалов

103,0

105,6

Легкая

96,6

99,2

Пищевая

106,5

104,3

В поддержании промышленного роста значительно возросла роль отраслей, ориентированных на удовлетворение внутреннего конечного спроса, в том числе пищевой промышленности и машиностроения.

По итогам шести месяцев 2003 года, темпы роста машиностроения вновь, после годичного перерыва, превышают общепромышленный уровень. Между тем тенденция увеличения производства, установившаяся в середине I квартала, существенно ослабла. Среднемесячный темп прироста выпуска во II квартале составил 0,6% против 2,3% в I квартале (сезонность устранена). Причиной сложившейся ситуации стали, во-первых, быстро растущий импорт машинотехнической продукции, темп роста которого во II квартале составил 3,9% в месяц, а во-вторых, несколько уменьшившийся инвестиционный спрос в части машин и оборудования (если в I квартале он составлял 2,5% в месяц, то во втором - 1,6% в месяц).

В этих условиях резко усилилась дифференциация динамики выпуска отдельных видов машиностроительной продукции.

Динамика производства в машиностроении в январе-июне 2003 года, среднемесячные темпы прироста, сезонный и календарный факторы устранены, в %