Бизнес-план развития РУП «Гомельский завод специнструмента и техостнастки». Характеристика предприятия и стратегия развития, страница 14

Особенности деятельности и экономическо-финансового состояния РУП «ГЗСИиТО»

Выводы для стратегии развития предприятия

1. Продукция и специализация

  • Специализацией предприятия является производство специального инструмента и технологической оснастки для промышленных предприятий
  • Продукция завода является мелкосерийной, единичной, изготавливается по разовым чертежам. Заводом производится также ГОСТовская продукция (резцы, ножи, фрезы, и метчики). Удельный вес данной продукции в общем объеме незначителен и составляет около 10%
  • Основными конечными потребителями продукции являются промышленные предприятия, которые приобретают продукцию в основном  для производственных целей (основным потребителем является ПО «Гомсельмаш» - крупнейшее предприятие сельхозмашиностроения).
  • Учитывая узкую специализацию и жесткую взаимосвязь производства продукции и её конечного спроса (т.е. спроса предприятий, непосредственно использующих данную продукцию в соответствии с её назначением), который предъявляется в основном промышленными предприятиями (машиностроение), должна быть четко определена структура конечного спроса на продукцию предприятия и выделен целевой сегмент конечных потребителей, по отношению к которым должна быть выработана маркетинговая программа (более подробно, см. главы 3-4 настоящего бизнес-плана).
  • Учитывая также опыт предприятия в части его работы в рамках ПО «Гомсельмаш», где основной его специализацией является производство инструмента и техоснастки для нужд сельхозмашиностроения, следует разрабатывать  стратегию выхода, закрепления на рынке и позиционирования на рынке как предприятия, специализирующегося на производстве инструмента и техоснастки для машиностроения (в том числе сельхозмашиностроения).

2. Продажи и рынки предприятия

  • Можно выделить два основных направления продаж предприятия: поставки продукции на ПО «Гомсельмаш» (более 70% от общего объема поставок); поставки продукции сторонним потребителям (в основном: предприятия Беларуси и стран СНГ (Россия, Украина), а также стран Балтии.
  • Структура продаж на ПО «Гомсельмаш» определяется следующим образом: 47% поставок на ПО «Гомсельмаш» составляют штампы, 12% – инструмент режущий, 11% - приспособления.
  • Структура продаж сторонним покупателям (на примере России) имеет следующий вид: Резцы – 43%; Приспособления – 28%; Запчасти – 10%; Пресс-формы – 10%; Режущий инструмент (кроме протяжек) – 4%.
  • Мощности предприятия загружены в среднем на 30%, что свидетельствует о потенциале роста объемов производства.
  • Существует необходимость диверсификации продаж продукции (т.е. расширения и увеличения количества рынков сбыта продукции предприятия) с целью снижения рисков поставок одному крупному поставщику.
  • В то же время, на основании структуры продаж и существующего спроса, предъявленного на продукцию предприятия сторонними потребителями, необходима не только разработка маркетинговой политики, но и инвестиционной программы. В то же время, должны учитываться существующие среднесрочные и долгосрочные тенденции развития целевых рынков (см. главу 3 настоящего бизнес-плана).

3. Взаимоотношения предприятия с ПО «Гомсельмаш»

  • Юридически РУП «ГЗСИиТО» является самостоятельным субъектом хозяйствования государственной формы собственности. Однако, в связи с жесткой его технологической и производственной привязкой к ПО «Гомсельмаш», существует его тесное взаимодействие с ПО «Гомсельмаш». В то же время, со стороны ПО «Гомесельмаш» существуют проблемы неплатежей за отгруженную продукцию, проблемы взаимозачетов и иные.
  • ПО «Гомесльмаш» является основным потребителем производимой продукцией, однако его доля в общих объемах продаж предприятия снижается.
  • Для дальнейшего успешного сотрудничества РУП «ГЗСИиТО» и ПО «Гомсельмаш» должно быть упорядочено их юридическое и организационное взаимодействие, что возможно осуществить посредством проведения приватизации РУП «ГЗСиТО» и преобразования его в ОАО.
  • При разработке стратегии развития РУП «ГЗСИиТО» должны обязательно учитываться стратегические направления развития и деятельности ПО «Гомсельмаш», который и в будущем останется основным потребителем продукции.

4. Финансовое состояние предприятия

  • Финансовое состояние предприятия характеризуется как относительно стабильное. В то же время основной проблемой предприятия является проблема неплатежей за отгруженную продукцию, что отражается значительным объемом дебиторской задолженности. Основной причиной роста дебиторской задолженности являются неплатежи ПО «Гомсельмаш» за отгруженную продукцию.
  • Существует значительная кредиторская задолженность, вызванная в основном значительным объемом привлеченных кредитных ресурсов.
  • Существует необходимость диверсификации продаж продукции и роста объемов продаж на сторону, что позволит сгладить риски финансовой дестабилизации и банкротства.
  • Необходимость упорядочить финансово-экономические взаимоотношения с ПО «Гомсельмаш».

5. Инвестиционная политика предприятия

  • Инвестиционная политика предприятия осуществляется за счет собственных средств.
  • Основным направлением инвестиционной политики является постоянное и систематическое обновление основных средств с целью минимизации издержек производства и увеличения объемов продаж, посредством производства качественной и затребованной рынком продукции.
  • Инвестиционная политика характеризуется незначительными объемами (порядка 160 тыс. долларов в год), при существующем значительном износе оборудования.
  • Существует необходимость проведения масштабной инвестиционной программы, направленной на обновление и модернизацию основных средств с учетом существующих и прогнозируемых рынком требований к продукции.
  • Необходимость увеличения объема финансирования инвестиций, который можно достигнуть посредством:

- увеличения объема продаж сторонним потребителям;

- снижения дебиторской задолженности;

- привлечения инвесторов, которые в состоянии не только финансировать инвестиционную программу, но и обеспечить стабильный сбыт продукции.