Особенности
деятельности и экономическо-финансового состояния РУП «ГЗСИиТО»
|
Выводы для
стратегии развития предприятия
|
1. Продукция и специализация
- Специализацией предприятия является
производство специального инструмента и технологической оснастки для
промышленных предприятий
- Продукция завода является мелкосерийной,
единичной, изготавливается по разовым чертежам. Заводом производится
также ГОСТовская продукция (резцы, ножи, фрезы, и метчики). Удельный вес
данной продукции в общем объеме незначителен и составляет около 10%
- Основными конечными потребителями продукции
являются промышленные предприятия, которые приобретают продукцию в
основном для производственных целей (основным потребителем является ПО
«Гомсельмаш» - крупнейшее предприятие сельхозмашиностроения).
|
- Учитывая узкую специализацию и жесткую
взаимосвязь производства продукции и её конечного спроса (т.е. спроса
предприятий, непосредственно использующих данную продукцию в
соответствии с её назначением), который предъявляется в основном
промышленными предприятиями (машиностроение), должна быть четко
определена структура конечного спроса на продукцию предприятия и выделен
целевой сегмент конечных потребителей, по отношению к которым должна
быть выработана маркетинговая программа (более подробно, см. главы 3-4
настоящего бизнес-плана).
- Учитывая также опыт предприятия в части его
работы в рамках ПО «Гомсельмаш», где основной его специализацией
является производство инструмента и техоснастки для нужд
сельхозмашиностроения, следует разрабатывать стратегию выхода,
закрепления на рынке и позиционирования на рынке как предприятия,
специализирующегося на производстве инструмента и техоснастки для
машиностроения (в том числе сельхозмашиностроения).
|
2. Продажи и рынки предприятия
- Можно выделить два основных направления продаж
предприятия: поставки продукции на ПО «Гомсельмаш» (более 70% от общего
объема поставок); поставки продукции сторонним потребителям (в основном:
предприятия Беларуси и стран СНГ (Россия, Украина), а также стран
Балтии.
- Структура продаж на ПО «Гомсельмаш»
определяется следующим образом: 47% поставок на ПО «Гомсельмаш»
составляют штампы, 12% – инструмент режущий, 11% - приспособления.
- Структура продаж сторонним покупателям (на
примере России) имеет следующий вид: Резцы – 43%; Приспособления – 28%;
Запчасти – 10%; Пресс-формы – 10%; Режущий инструмент (кроме протяжек) –
4%.
- Мощности предприятия загружены в среднем на
30%, что свидетельствует о потенциале роста объемов производства.
|
- Существует необходимость диверсификации продаж
продукции (т.е. расширения и увеличения количества рынков сбыта
продукции предприятия) с целью снижения рисков поставок одному крупному
поставщику.
- В то же время, на основании структуры продаж и
существующего спроса, предъявленного на продукцию предприятия сторонними
потребителями, необходима не только разработка маркетинговой политики,
но и инвестиционной программы. В то же время, должны учитываться
существующие среднесрочные и долгосрочные тенденции развития целевых
рынков (см. главу 3 настоящего бизнес-плана).
|
3. Взаимоотношения
предприятия с ПО «Гомсельмаш»
- Юридически РУП «ГЗСИиТО» является
самостоятельным субъектом хозяйствования государственной формы
собственности. Однако, в связи с жесткой его технологической и
производственной привязкой к ПО «Гомсельмаш», существует его тесное
взаимодействие с ПО «Гомсельмаш». В то же время, со стороны ПО
«Гомесельмаш» существуют проблемы неплатежей за отгруженную продукцию,
проблемы взаимозачетов и иные.
- ПО «Гомесльмаш» является основным потребителем
производимой продукцией, однако его доля в общих объемах продаж
предприятия снижается.
|
- Для дальнейшего успешного сотрудничества РУП
«ГЗСИиТО» и ПО «Гомсельмаш» должно быть упорядочено их юридическое и
организационное взаимодействие, что возможно осуществить посредством
проведения приватизации РУП «ГЗСиТО» и преобразования его в ОАО.
- При разработке стратегии развития РУП «ГЗСИиТО»
должны обязательно учитываться стратегические направления развития и
деятельности ПО «Гомсельмаш», который и в будущем останется основным
потребителем продукции.
|
4. Финансовое состояние предприятия
- Финансовое состояние предприятия
характеризуется как относительно стабильное. В то же время основной
проблемой предприятия является проблема неплатежей за отгруженную
продукцию, что отражается значительным объемом дебиторской
задолженности. Основной причиной роста дебиторской задолженности
являются неплатежи ПО «Гомсельмаш» за отгруженную продукцию.
- Существует значительная кредиторская
задолженность, вызванная в основном значительным объемом привлеченных
кредитных ресурсов.
|
- Существует необходимость диверсификации продаж
продукции и роста объемов продаж на сторону, что позволит сгладить риски
финансовой дестабилизации и банкротства.
- Необходимость упорядочить
финансово-экономические взаимоотношения с ПО «Гомсельмаш».
|
5. Инвестиционная политика предприятия
- Инвестиционная политика предприятия
осуществляется за счет собственных средств.
- Основным направлением инвестиционной политики
является постоянное и систематическое обновление основных средств с
целью минимизации издержек производства и увеличения объемов продаж,
посредством производства качественной и затребованной рынком продукции.
- Инвестиционная политика характеризуется
незначительными объемами (порядка 160 тыс. долларов в год), при существующем
значительном износе оборудования.
|
- Существует необходимость проведения масштабной
инвестиционной программы, направленной на обновление и модернизацию
основных средств с учетом существующих и прогнозируемых рынком
требований к продукции.
- Необходимость увеличения объема финансирования
инвестиций, который можно достигнуть посредством:
- увеличения объема продаж сторонним потребителям;
- снижения дебиторской задолженности;
- привлечения инвесторов, которые в состоянии не только финансировать
инвестиционную программу, но и обеспечить стабильный сбыт продукции.
|