Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Изыскания и проектирование железных дорог" (Основы проектирования ж/д. Содержание проектов и порядок их разработки. Классификация ж/д по нормам проектирования. Круговые кривые. Радиусы кривых в плане железных дорог. Недостатки кривых малых радиусов в плане ж/д), страница 22

Во всех вышеизложенных методиках имеют место единовременные, то есть одноэтапные капитальные вложения, но в практике проектирования железных дорог особенно при разработке вариантов усиления железных дорог требуются капитальные вложения которые будут осуществляться в разные периоды работы железной дороги.

пример 1.

Вариант 1 дорога однопутная ip=15о/оо без тоннелей на 13-м году дорога переустраивается в двухпутную

Вариант 2 дорога строится в эксплуатацию сразу двухпутной на 10-м году предполагается ввести в эксплуатацию тоннель.

До постройки тоннеля движения осуществляется по временной трассе

Пример 2

Вариант 1 трасса сдается в эксплуатацию однопутной при тепловозной тяге, на 9-м году переустраивается в двухпутную, а на 18-м году электрифицируется

Вариант 2 сдается в эксплуатацию сразу под электровозную тягу, на 15-м году переустраивается в двухпутную

В этих примерах имеет место не только единовременные капитальные вложения но и капитальные вложения которые будут осуществляться в различные последующие годы эксплуатации железной дороги

Такие капитальные вложения называются этапными, а варианты называются вариантами с многоэтапными капитальными вложениями

Эти варианты сравниваются на основе составления суммарных затрат, т. е. капитальных вложений эксплуатационных расходов за расчетный период времени Т. равный как правило 25 – 30 годам

В случае же усиления существующей железной дороги этим расчетным сроком является тот срок за пределами которого варианты будут равноценными

В первом примере 13 лет , во втором – 18.

При суммировании разновременных затрат строительная стоимость и эксплуатационные расходы более поздних лет учитываются с некоторым уменьшением это достигается уменьшением на коэффициент ηt < 1. который называется коэффициентом учета отдаления затрат или коэффициентом отдаленности.

ηt = 1/(1+Енп)t

где Енп = 0.1 коэффициент приведения разновременных затрат

       t = годовое отдаление затрат т. е. год на который подсчитывается коэффициент η

η0 = 1/(1+0.1)0 = 1

η1 = 1/(1+0.1)1 = 0.909

η2 = 1/(1+0.1)2 = 0.826

η10 = 1/(1+0.1)10 = 0.386

таким образом если 1 000 000 руб. капитальных вложений ежегодно ввести к моменту сдачи срока в эксплуатацию требуется вложить именно в нулевом году то вносится этот 1 000 000 руб. полностью

   1млн.∙η0=1млн.∙1=1млн.

Если же этот 1млн. потребуется ввести на 10-м году то к моменту сдачи дороги в эксплуатацию потребуется только 386 000

1млн.∙η10=1млн.∙0,386 = 386 000

То при суммировании затрат к моменту сдачи дороги к эксплуатации будут учтены только 386 тыс.

Оставшиеся от 1 млн. 14 000 можно вложить в др. отрасль хозяйства и получать прибыль т. е . введение в расчет коэффициента отдаленности ηt < 1 учитывается тот экономический эффект который может быть получен народным хозяйством в других его отраслях при использовании высвобожденных на данной дороге средств.

Умножением на ηt затраты более поздних лет как бы приводятся к начальному периоду т. е. к нулевому году, поэтому суммарные затраты называются приведенные.Sпр , руб.

Данная методика является универсальной так как с ее помощью можно рассчитывать (сравнивать )  любое количество вариантов. Все остальные выше изложенные методы являются частными случаями.

63.Экономические    изыскания    при   проектировании   железных   дорог.    Задачи и классификация экономии-ческих изысканий.

Основными задачами экономических изысканий являются:

1.установление роли и значения  проектируемой железной дороги в системе существующей железнодорожной сети и во взаимодействии с другими видами транспорта

2. установление принципиального направления трассы и влияния ее на экономическое развитие данного направления

3. установление размеров грузовых и пассажирских перевозок .

4. установление основных показателей работы дороги и возможного их влияния на выбор основных технических параметров.

Различают экономические изыскания

Проблемные

Титульные

Проблемные  решают задачи установления типа транспортной связи в данном регионе т.е. могут рассматривать варианты строительства новой железной дороги

Титульные решают задачи конкретной железной дороги между конкретными начальными и конечными пунктами или между конкретным начальным пунктом по заданному направлению

Исходные  данные для выполнения проблемных и титульных эксплуатационных изысканий служат плановые отчетные директивные материалы по развитию экономики страны в целом и отдельных отраслях хозяйства.

64.Виды перевозок для определения расчетных размеров работы проек-тируемых железных дорог. Опреде-ление размеров транзитных перевозок.

Пассажирские перевозки. Подразделяются на:

а) с точки зрения проектирования данной железной дороги на транзитные, местные и пригородные

б) с точки зрения работы всей сети железной дороги на перевозки в прямом, местном и пригородном сообщении.

Прямые перевозки это перевозки в пределах двух и более дорог.

Местные перевозки в пределах одной дороги.

Пригородные перевозки в пределах пригородной зоной крупных городов.

Грузовые перевозки подразделяются на

а) при использовании одного или нескольких видов транспорта на прямые и смешанные , или только водные

б)при использовании только одного вида транспорта на транзитные и местные перевозки.

Транзитные называются грузы начальные и конечные пункты следования которых находятся за пределами местного района тяготения проектируемой линии.

Местные все остальные перевозки. подразделяются перевозки грузов:

ввоза

вывоза

межстанционные

Для определения размеров транзит­ных перевозок надо наметить транзит­ный район тяготения и транзитный грузообмен по основным видам грузов. Транзитный район тяготения включает экономические районы и пункты, грузо­вой обмен между которыми проходит через данную железную дорогу.