При трассировании железных дорог в лавиноопасных районах необходимы тщательные изыскания, цель которых— определить зоны распространения лавин, пути схода, скорость и возможный объем лавин для решения вопроса о целесообразном обходе лавиноопасных участков либо для выбора типа и правильного размещения противолавинных защитных сооружений.
37.Особенности трассирования железных дорог в сложных природных условиях.
Трассирование в заболоченных районах. Пересечение болота трассой следует осуществлять в наиболее узкой и неглубокой его части с наименьшим поперечным уклоном минерального дна.
При пересечении болот глубиной более 2—3 м и значительном их протяжении следует разработать варианты обхода таких участков. Наряду с этим целесообразно рассмотреть варианты устройства эстакад вместо насыпей на болотах.
Эстакады особенно целесообразны при пересечении болот со значительным поперечным уклоном минерального дна, когда трудно обеспечить устойчивость насыпи в пределах косо-горного дна болота.
Варианты расположения трассы железной дороги на склонах: а – наветрен-ный склон; б - подветренный склон
Трассирование железных дорог в снегозаносимых районах. Трассу железной дороги желательно располагать на открытых наветренных склонах на расстоянии не менее 50—60 м от подошвы косогора (положения 2 и 3 на рис. 6.26, а). Располагать трассу непосредственно у подошвы открытых наветренных склонов (положение 1 на рис. 6.26, а) не следует ввиду, как правило, больших отложений снега в зоне затишья или завихрений. При неизбежности укладки трассы в этом месте следует соответственно увеличить высоту насыпи или устроить надлежащую защиту.
По возможности следует избегать расположения трассы на открытых подветренных склонах (рис. 6.26, б), так как на этих участках велика мощность снегового покрова. В случае неизбежности укладки трассы на таком косогоре необходимо предусматривать защиту пути от снежных заносов по индивидуальным проектам. Если условия трассирования позволяют уложить линию на разной высоте подветренного склона, то при слабых ветрах предпочтение следует отдавать трассе в нижней и средней частях склона (положения / и 2 на рис. 6.26, б), а при сильных ветрах ( со скоростью более 10 м/с) — в .верхней части склона (положение 3).
Трассирование железных дорог в районах распространения наледей.
Наледями называют наросты льда, образовавшиеся в результате замерзания воды, излившейся на ледяной покров реки, на пойму (наледи поверхностных вод — речные) или на поверхность грунта. Речная наледь образуется из-за уменьшения живого сечения реки вследствие ее промерзания, грунтовая — из-за уменьшения живого сечения подземного потока при промерзании деятельного слоя, а ключевая наледь — при замерзании воды источника растекающейся по поверхности земли
Опасность наледей для железных дорог состоит в том, что лед может заполнить отверстия мостов и труб, а в выемках, нулевых местах и невысоких насыпях наледи могут перекрыть путь.
Для борьбы с наледями были испытаны многочисленные средства: пассивные, ослабляющие наледное воздействие (заборы, снеговые валы, отепление водотоков, скалывание льда и др.), и активные, ликвидирующие образование наледей (различные дренажные и каптажные устройства). В период строительства глубокое водопонижение путем откачки воды из скважин, располагаемых на площадке инженерных сооружений или вблизи них (например, на откосе выемки), может, ликвидировать наледную опасность.
Трассирование железных дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов. Вечномерзлыми (иногда — мно-голетнемерзлыми) называют грунты, имеющие отрицательную температуру и содержащие в своем составе лед, если они находятся в мерзлом состоянии в течение многих лет (не менее трех).
Термокарстовые образования — провальные формы рельефа, возникшие при оттаивании подземных льдов и сильнольдистых грунтов, — чаще всего встречаются по долинам рек. Глубина термокарстовых озер достигает нескольких метров. Причина образования термокарста — изменение температурного режима грунтов вследствие естественных природных процессов (например, увеличения притока тепла в грунты в летний период) либо в результате нарушения природных условий при строительстве (вырубки леса, нарушения растительного покрова от проезда транспорта, неупорядоченного водоотвода при возведении насыпей и других сооружений).
Трассирование железных дорог в районах распространения сыпучих песков. В районах, где распространены сыпучие пески, основными задачами трассирования являются обеспечение незаносимости дороги песком и предупреждение дефляции (выдувания) грунта из земляного полотна [5]. При трассировании следует учитывать влияние сооружаемого земляного полотна на условия образования и движения ветропесчаного потока. На равнинных пространствах незакрепленных (лишенных растительности) песков происходит интенсивное перемещение песчаных масс.
Трассирование железных дорог в сейсмических районах. Интенсивность сейсмического воздействия в баллах (сейсмичность) и его повторяемость в районе проектируемой железной дороги определяются по данным сейсмического районирования.Для определения сейсмичности площадок строительства отдельных сооружений (мостов, труб, тоннелей и др.), а также оснований земляного полотна разрабатываются карты сейсмического микрорайонирования. При этом особое внимание уделяется выявлению зон тектонических разломов, которые хорошо идентифицируются на космических снимках, карстовых полостей, склонов, опасных в отношении возможности возникновения обвалов и оползней.
При трассировании дорог в районах сейсмичностью 7—9 баллов рекомендуется, как правило, обходить особо неблагоприятные в инженерно-геологическом отношении участки: зоны возможных обвалов, оползней, лавин.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.