Геодезическая линия с учетом сферичности земли представляет собой дугу «большого круга», получаемую в пересечении поверхности земного геоида плоскостью, проходящей через две заданные точки и центр Земли. При протяженности проектируемых дорог примерно до 1000 км в качестве геодезической линии можно принимать без ощутимой погрешности прямую, соединяющую на топографической карте конечные точки. При большей протяженности трассы геодезическую линию определяют по координатам отдельных ее точек, вычисляемых по формулам сферической тригонометрии. Нанесенная на карту по координатам геодезическая линия в виде кривой кажется длиннее прямой, соединяющей конечные пункты, хотя в действительности геодезическая линия короче.
Экономические факторы определяют опорные пункты трассы, т. е. те населенные и экономические пункты района, через которые должна пройти проектируемая дорога. Если основное ее назначение — обеспечение межрайонных связей и осуществление больших транзитных перевозок, то такую дорогу целесообразно проектировать по наиболее спрямленному направлению между начальным и конечным пунктами.
Природные факторы определяют фиксированные точки трассы, т. е. такие точки на местности, через которые целесообразно провести трассу по топографическим, инженерно-геологическим и другим природным условиям. К числу фиксированных точек относятся седла пересекаемых водоразделов, наиболее удобные места пересечения больших водотоков, обхода болот и т.п. Фиксированные точки определяют также места обхода заповедников, крупных сооружений. С учетом опорных и фиксированных точек определяются варианты направления проектируемой линии.
28.Классификация трассированных ходов.
Классификации ходов трассы. Методы трассирования различаются в зависимости от условий использования руководящего (или другого ограничивающего) уклона и топографических характеристик местности. По первому признаку участки трассы подразделяются на вольный и напряженный ходы, по второму— на долинные, водораздельные и поперечно-водораздельные ходы.
Вольным ходом называются участки трассы, на которых средние естественные уклоны местности меньше руководящего уклона: iecn < iр; напряженным ходом — участки трассы, на которых средние естественные уклоны местности равны или круче руководящего уклона: ieCT>ip
Долинный ход — участок трассы, уложенный по долине реки. Водораздельный ход — участок трассы, уложенный вдоль водораздела. Поперечно-водораздельный ход — участок трассы на пересечении водораздела при переходе из одной долины в другую.
29.Основные принципы трассирования железных дорог на участках вольных ходов.
На вольных ходах нет значительных высотных препятствий, поэтому основным принципом трассирования является укладка трассы по кратчайшему направлению (по прямой) между фиксированными и опорными точками. На вольных ходах длина прямых участков трассы достигает десятков и даже сотен километров. Иногда с целью уменьшения объема земляных работ прибегают на вольном ходу к обходу незначительных высотных препятствий, назначая углы поворота. Для того чтобы обход встречающихся препятствий не приводил к существенному удлинению линии, углы поворота на вольных ходах должны быть небольшой величины, как правило, не более 15—20°. Этого можно достичь, если начинать обход как можно дальше от препятствия.
В качестве примера рассмотрим возможные варианты отклонения трассы от кратчайшей линии (1) для обхода незначительного высотного препятствия (рис. 6.2). Правильным является вариант 2, обеспечивающий обход препятствия при меньших углах поворота, что приводит к меньшему удлинению трассы, нежели при варианте 3, который на большом протяжении следует по кратчайшей прямой, но требует больших углов поворота и поэтому оказывается длиннее.
Рис. 6.2. Обход препятствия на участке вольного хода
30.Определение необходимого развития линии при трассировании железных дорог.
Приемы развития трассы. Для достижения расчетной длины линии,применяют различные способы развития трассы. Для незначительного развития линии укладывается несколько обратных кривых с углами поворота обычно не более 90° (рис. 6.6). Если необходимо большое развитие трассы, то укладывают кривые с углами поворота, достигающими 180° и более. Примерами такого развития являются петли, спирали, зигзаги.
В виде петель трасса может развиваться при заходе в боковые долины (рис. 6.7) или при развороте на склонах основной долины (рис. 6.8.) Укладка петель часто требует устройства тоннелей и сооружения мостов и виадуков при неоднократных пересечениях реки (см. рис. 6.8, 6.9).
Спираль — развитие линии, при котором трасса, разворачиваясь на угол до 360°, пересекает себя в разных уровнях. При этом необходим тоннель или путепровод
При развитии трассы в виде зигзагов (тупиковых заездов) (рис. 6.11) дорога от точки А поднимается по склону до тупикового разъезда Б, затем — по тому же склону в обратном направлении до тупикового разъезда В и т. д. Этот способ развития трассы не требует устройства тоннелей, глубоких выемок, виадуков, но его крупный эксплуатационный недостаток — изменение направления движения поездов, что уменьшает пропускную способность участка и участковую скорость поездов. Поэтому развитие линии в виде зигзагов может применяться лишь на временных участках трассы (рис. 6.12).
На магистральных железных дорогах с большими расчетными размерами перевозок при значительном расчетном развитии трассы существенно возрастают расходы по движению поездов, а также по содержанию пути в кривых малых радиусов. Поэтому при проектировании магистральных железных дорог наряду с вариантами большого развития трассы следует рассматривать варианты сокращения длины линии устройством перевальных тоннелей, позволяющих существенно уменьшить преодолеваемую трассой высоту, а также применением участков усиленной тяги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.