38.Назначение и типы водопропускных сооружений на ж./д.
Земляное полотно железной дороги, пересекая русла водотоков и склоны водосборов, подвергается воздействию поверхностных вод. Если не принять необходимых мер, то может произойти размыв насыпей или затопление выемок. Для защиты железнодорожного полотна от воздействия поверхностных вод проектируются водоотводы: продольный и поперечный.
Продольный водоотвод предназначен для отвода воды, притекающей к железной дороге с верховой стороны по склону. Сооружениями продольного водоотвода являются нагорные канавы.
Поперечный водоотвод проектируется на пересечениях водотоков для пропуска воды, притекающей к железной дороге по руслам, с помощью водопропускных сооружений — мостов и труб.
В этой главе рассматриваются водопропускные сооружения на периодических водотоках, которые условно принято называть малыми водопропускными сооружениями.
На пересечениях железной дорогой периодических водотоков размещают водопропускные сооружения: трубы и мосты, лотки, дюкеры, акведуки и фильтрующие насыпи.
Водопропускные трубы различают по форме поперечного сечения, материалу и величине отверстия.
По форме поперечного сечения трубы делятся на прямоугольные и круглые, по материалу—на бетонные, железобетонные и металлические. Отверстием прямоугольной трубы называется ширина, а круглой — диаметр «в свету».
Круглые железобетонные и металлические трубы бывают одно-, двух - и трехочковые, а прямоугольные бетонные и железобетонные — одно- и двухочко-вые.
Отверстие труб следует назначать, как правило, не менее 1,0 м при длине трубы до 20 м; 1,25 м при длине трубы
Бетонные и железобетонные трубы обустраивают входными и выходными оголовками, предназначенными для обеспечения принятых в расчетах условий протекания воды и устойчивости насыпи в местах сопряжения ее с трубой. Наилучшими гидравлическими характеристиками обладают раструбные оголовки. Металлические гофрированные трубы допускается устраивать без оголовков, при этом нижняя часть трубы с несрезанным концом должна выступать из насыпи на уровне подошвы не менее чем на 0,2 м, а труба со срезанным параллельно откосу насыпи концом должна выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.
Прямоугольные бетонные трубы применяются на периодических и постоянных водотоках; прямоугольные и круглые железобетонные трубы на периодических водотоках, а на постоянных только в районах со среднемесячной температурой января не ниже минус 13 °С; металлические трубы только на периодических водотоках. В районах, где возможно образование наледей, вместо труб применяются мосты.
Железобетонные мосты, применяемые на малых водотоках, в зависимости от формы подмостового сечения делятся на два типа: с трапецеидальным подмосто-вым сечением — свайно-эстакадные и с прямоугольным подмостовым сечением, с массивными опорами и обсыпными устоями. Эстакадные мосты применяются в районах с сейсмичностью не более 6 баллов на периодических и постоянных водотоках при отсутствии ледохода при высоте насыпи от 2 до 8 м. Длина моста определяется в зависимости от величины отверстия, необходимого для пропуска расчетного расхода воды. Мосты с массивными опорами и обсыпными устоями применяются, если климатические и профильные условия исключают эстакадные мосты.
На новых железнодорожных линиях рекомендуется применять типовые пролетные строения длиной: для эстакадных мостов 5,4; 8,7; 10,8; 12,8; 15,8 м; для мостов с массивными опорами 2,95; 5,0; 6,0; 7,3; 9,3; 11,5; 13,5; 16,5; 18,7; 23,6; 27,6; 34,2 м.
В пределах пролетных строений эстакадных мостов и мостов с массивными опорами путь укладывается на балласте.
Мосты с устройством пути на балласте и трубы разрешается располагать на участках с любым очертанием линии в плане и профиле.
Лотки представляют собой водопропускные сооружения, устраиваемые для пропуска небольших расходов воды между шпалами в насыпях при высоте их, недостаточной для укладки труб.
Дюкеры — водопропускные сооружения, предназначенные для пропуска воды под выемками и невысокими насыпями и состоящие из двух колодцев, расположенных с разных сторон дороги и соединенных трубой под земляным полотном. В основу принципа работы дюкера по пропуску воды положен закон сообщающихся сосудов. Для пропуска воды над выемками устраивают акведуки.
Для пересечения водоемов без явно выраженных течений применяются фильтрующие насыпи, имеющие в теле земляного полотна фильтрующую прослойку из крупных камней.
39.Размещение малых водопропускных сооружений на трассе железной дороги. Бассейны и их характе-ристики.
Водопропускные сооружения следует предусматривать на всех водотоках. Выявление мест расположения водопропускных сооружений выполняется по продольному профилю железной дороги, на котором водотоки представлены пониженными местами и имеют ямообразное очертание. Вертикальные оси водопропускных сооружений на профиле должны располагаться в точках с минимальными отметками русл (рис. 7.3, оси /—1, 2—2, 3—3, 4—4), а водораздельные точки а, б, в, г и д определяют на профиле границы участков, с которых дождевая или талая вода будет стекать к водопропускным сооружениям. Так, точки бив (см. рис. 7.3) являются на профиле границами участка, с которого вода будет стекать к водопропускному сооружению 2 (стрелками показаны направления стекания воды).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.