Экономический практикум по дисциплине «Экономика общественного питания», страница 5

а)  соединение результатов деятельности специализированных предприятий;

б)  сосредоточение ресурсов, объемов продаж и прибыли на крупных организациях и объединениях организаций;

в)  объединение в организации последовательных связанных работ.

28.  В настоящее время в общественном питании РФ преобладают тенденции:

а)  укрупнения;

б)  специализации;

в)  комбинирования.

29.  Вертикальная интеграция в общественном питании представляет собой:

а)  объединение однотипных предприятий питания, образующих цепные торговые системы;

б)  объединение функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей продукции с предприятиями питания;

в)  объединение функционально независимых предприятий питания различного профиля либо функционально независимых предприятий питания и предприятий других отраслей деятельности.

Расчетно-аналитические задания

1.  Назовите основные элементы инфраструктуры потребительского рынка и укажите их взаимосвязь.

2.  Дайте оценку развития общественного питания на потребительском рынке с количественной и качественной стороны.

3.  Какая основная цель и задачи социальной политики в области общественного питания.

4.  Проанализировать структуру отрасли и ее динамику по типам предприятий питания за 2005, 2006 годы  по показателям  численности организаций, количества работников, товарообороту и инвестициям. Сравнить эффективность инвестирования в зависимости от типов предприятия в среднем по отрасли. Данные для анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ЗА 2005, 2006 гг. 1)

Деятельность ресторанов

Деятельность баров

Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Число организаций1) (на конец года), тыс.

16,2

25,6

1,1

2,6

2,4

3,0

Среднегодовая численность работников, тыс.человек

250,3

255,8

8,1

13,2

227,2

223,9

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, тыс. руб.

4747,7

6369,2

4301,4

4895,9

5494,8

6674,5

Оборот (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

71,1

101,8

1,9

1,7

31,4

41,2

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах)2), млн. руб.

1906,1

3228,4

19,7

14,2

298,4

512,3

Валовая прибыль, млрд. руб.

23,0

30,0

0,2

0,1

8,5

11,0

Коммерческие и управленческие расходы, млрд. руб.

19,2

24,3

0,1

0,1

7,7

10,0

1) Данные приведены на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, включающего фактически действовавшие юридические лица. 2) Без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности.

1) Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d05/20-04.htm

5.  Осуществите анализ динамики общей емкости рынка потребительских товаров и услуг России на основе двух подходов:

·  путем суммирования направлений расходования покупательных фондов населения;

·  на основе суммирования источников товарного обеспечения.

Объясните полученные результаты при их расчете на основе двух подходов.

6.   Осуществите оценку емкости рынка продукции и услуг общественного питания всеми доступными методами.

7.  Объясните, по каким причинам отдельные методы являются недоступными для использования.


ТЕМА 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ И РЫНОК ТРУДА