Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 5

Поэтому авторское право в широком смысле охватывает и произведения и эти  объекты так называемых смежных прав.

Общие представления об авторском праве дает система его принципов. Принципы, вы знаете, это положения, которые пронизывают весь институт, определяют направления его развития, помогают применять закон, если в нем нет точных норм, обнаруживаются пробелы и т.п. В авторском праве выделяются обычно следующие принципы.

Во-первых, принцип свободы творчества, в соответствии с котором охране подлежат и признаются авторскими любые произведения, независимо от их назначения, достоинства; здесь не могут по каким-то вкусовым соображениям отвергаться чьи-либо произведения. Этот принцип заключается в том, что запрещается на конституционном уровне цензура (более подробно об этом говорится в Законе о средствах массовой информации). Произведения охраняются независимо от формы их воплощения и т.д. То есть принцип свободы творчества находит отражение во множестве конкретных норм, в самом понятии объекта авторского права и т.д.

Второй принцип, тоже пронизывающий авторское право, это принцип сочетания интересов авторов с интересами общества. Идеи первых творцов авторских законов, о том что только автору могут принадлежать права на его творческие достижения, давно уже ушли в прошлое. Во всем мире считается, что, конечно, за творцами признается довольно широкий круг прав и т.д., но тем не менее эти права не абсолютны как бы, и общество тоже имеет определенные права, и другие члены общества имеют право на доступ к информации, свободу распространения информации и т.д. В чем этот принцип выражается? Да в том, что, например, существуют определенные сроки охраны, в данном случае авторских произведений: произведение охраняется в течение жизни автора и в течение определенного времени после его смерти, а затем оно становится общим достоянием. Существуют в законодательстве не только нашей страны, а всех стран случаи свободного использования произведений в интересах общества, когда произведение охраняется, но тем не менее разрешается его использовать; преследуются информационные цели, например, или делаются льготы для определенных категорий учреждений, например библиотек, или для определенных категорий лиц, скажем для слепых могут издавать.

Третий принцип - это принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав.

Забегая вперед, отметим, что авторские права делятся на две  большие категории - имущественные права и права личные. Имущественные права являются своего рода товаром, они могут свободно отчуждаться, не только выдаваться разрешение на их использование, но они полностью могут передаваться. А вот личные права, такие как само право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведений (которое сейчас называют правом защиты репутации автора) и некоторые другие, не могут передаваться и отчуждаться. Этот принцип характерен для всей системы континентального права и выражен, может быть, даже более ярко, чем у нас в законодательстве Германии.

Отвлекаясь в сторону (так сказать, для общей эрудиции), могу сказать, что существуют две системы: это система как бы авторского права (это название очень неточное, условное), или, еще называют, систему моральных прав, когда в составе авторского права выделяются моральные, или неимущественные, права; и система копирайта, которая характерна для Англии, Соединенных Штатов и некоторых других стран; вот англо-американская система, система копирайта, в принципе допускает отчуждение любых прав, в том числе даже личных прав. А иногда и в силу закона даже, скажем, у работодателя возникает авторское право на произведение, созданное его работником, если иное не предусмотрено контрактом. А система авторского права и моральных прав, которой мы придерживаемся, исходит из принципа неотчуждаемости личных прав. То есть даже при желании нельзя кому-то подарить свое авторство. На практике это встречается, конечно, но если это становится известно, возникает спор, то однозначно, что такие договоры являются ничтожными.