Не охраняется сюжет произведения, тоже по общему правилу. Т.е. как не возбраняется создавать произведения, где примерно так же развиваются события, как и в другом произведении. Однако это не абсолютное решение, именно по общему правилу, потому что бывают сюжеты как бы банальные, бродячие сюжеты, некоторые - даже классические сюжеты, поскольку, в конце концов, отношения между людьми одинаково складывались и тысячу лет назад, и сейчас. Сколько угодно известно произведений, которые имеют один и тот же сюжет - сюжет "Дон Жуана", например. И в литературной среде предоставление сюжета не считается внесением творческого вклада. Помните, Пушкин подсказал Гоголю сюжет "Мертвых душ" и "Ревизора", а Катаев, оказывается, сюжет "Двенадцати стульев" предложил Ильфу и Петрову. Так что сюжет тоже не охраняется, хотя для некоторых видов произведений, для которых вся ценность в сюжете, например для детективов, там это может быть охраняемо.
Не охраняется, бесспорно, материал, т.е. та фактура, те фактические данные, на основе которых художник создает произведение. Скажем, писать по поводу гибели подводной лодки "Комсомолец" может кто угодно. Но, кстати говоря, это тоже проблема не простая, потому что по нашему законодательству - да, никто не может закрепить за собой монополию на какие-то фактические обстоятельства и их описание; на Западе, особенно в Америке, есть такое понятие, как право на историю жизни, и там заключают с какими-то известными людьми, в соответствии с которыми они кому-то - обычно телевизионным компаниям или киностудиям - передают исключительное право на съемку фильма или написание романа либо по истории их жизни, либо по каким-то фактам, которые имели место. У нас этого нет, и единственное, о чем можно говорить, это о том, что недопустимо вторжение в личную жизнь и нельзя описывать какие-то, скажем, интимные подробности. Эти факты могут быть описаны любым лицом.
Сейчас у нас, кстати, спор как раз по поводу подводной лодки "Комсомолец", потому что несколько киностудий взялись снимать фильм. Сейчас оставшиеся в живых подводники раскололись: одних купила как бы одна киностудия, других - другая. Если бы в Америке рассматривался спор, тоже было бы неясно, потому что одни члены экипажа дали согласие одним, другие - другим. Любопытный такой спор.
Неохраняемым элементом является и идейное содержание. Что такое идейное содержание? Это отношение художника к описываемым событиям, к персонажам, их поступкам и т.д. Ну что ж, каждый может писать с таким же отношением. Равно, как и тема и т.п.
И вторая группа элементов - это охраняемые элементы, и если для первой группы обобщающим словом является "содержание", оно не охраняемо, то вторая группа элементов - их всего два - это форма произведения, как раз форма произведения и охраняется. И выделяются при этом внутренняя форма и внешняя форма.
Внутренняя форма произведения - это система художественных образов, с помощью которых художник и вызывает у читателя, зрителя, слушателя какие-то эмоции и т.д.
А внешней формой называется язык произведения, но, конечно, не русский, английский и т.д., а язык понимаемый как свойственный данному художнику набор выразительных, изобразительных средств, с помощью которых он доводит эти художественные образы до читателя, зрителя или слушателя. Охраняются и тот, и другой элементы - и внутренняя форма, и внешняя.
Но внутренняя форма - система художественных образов - может послужить базой для создания других произведений. Раньше, как я говорил, в советские времена можно было на основе одного произведения, допустим пьесы, создать сценарий и т.д., даже не спрашивая. Сейчас можно это делать, но только с согласия автора оригинального произведения (переработать его книгу в сценарий, в пьесу или изобразить скульптуру в живописном полотне и т.д.), потому что здесь заимствуется внутренняя форма - система художественных образов. На этой основе как раз и появляются так называемые зависимые, или производные, произведения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.