Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. преподаватель майор м/с
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 16
на тему: Диагностика и лечение недержания мочи
для курсантов 4 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № ……
дата утверждения ……………………….
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
ТЕМА: ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕНЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ У ЖЕНЩИН
УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ: IV курс, II, III, IV, V факультеты, учебная группа в количестве 8, 9 курсантов.
УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: 4 часа
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:
1. Подготовка реферативных сообщений (Недержание мочи у женщин – вклад ученых кафедры акушерства и гинекологии ВМедА в решение проблемы: Д.И. Ширшов, К.М. Фигурнов, Г.И. Довженко).
2. Использование ПК и мультимедийной техники (презентация «НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ»).
3. Работа в малых группах (оценка дневника мочеиспускания, определение типа недержания мочи и выбор оптимального метода лечения с учетом сопутствующей патологии).
4. Использование наглядных пособий (набор для операции ТVT, TVT-O).
5. Решение ситуационных задач (стр. 23 методического пособия).
6. Отработка практических навыков по проведению кашлевой пробы и оценке теста Bonney.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить причины, симптоматологию, диагностику, принципы лечения и профилактики недержания мочи у женщин.
II. ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Дать общее определение понятия недержание мочи.
2. Рассмотреть понятия:
· Императивное недержание мочи;
· Недержание мочи при напряжении (стрессовое);
· Смешанное недержание мочи.
3. Определить значение каждого из вышеуказанных видов недержания мочи (императивного, стрессового и смешанного) в патологии женского организма.
4. Разобрать механизм нормального мочеиспускания.
5. Рассмотреть общие причины возникновения и факторы риска инконтиненции.
6. Изучить классификацию недержания мочи при напряжении. Понятия анатомического и сфинктерного недержания мочи.
7. Изучить клинику и диагностику недержания мочи при напряжении.
8. Разобрать принципы консервативного и оперативного лечения недержания мочи при напряжении и методы его профилактики.
III. ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ:
Слушатели и курсанты должны уметь:
1. Произвести исследование в зеркалах.
2. Бимануальное исследование.
3. Произвести пальпацию мышц, окружающих hiatus genitalis, условно судить об их толщине, силе сокращения, наличии разрывов и дефектов.
4. Пробу Valsalva (проба с натуживанием).
5. Кашлевую пробу.
6. Провести пробу с постукиванием пятками.
7. Тест элевации шейки мочевого пузыря (тест Bonney).
8. Провести оценку дневника мочеиспускания.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ:
Для проведения занятий необходимо иметь двух больных с недержанием мочи. При отсутствии тематических больных слушателям предлагаются ситуационные задачи.
2. ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
· Савельева Г.М., Бреусенко В.Г. Гинекология: Учебник. / М., ГЭОТАР – Мед., 2004 – 480 с.
· Руководство к практическим занятиям по гинекологии / Под ред. проф. Ю.В. Цвелева и д.м.н. В.Г. а. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб, 2007. – 424 с.
Дополнительная:
· Гинекология: нац. рук-во / под ред. В.И. Кулакова, И.Б. Манухина, Г.М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1072 с.
· Урологическая гинекология (Практическое руководство для врачей) / Под ред. Ю.В. Цвелева и С.Б. Петрова. – СПб., 2006. – 272 с.
· Тазовые расстройства у женщин / Д.Ю. Пушкарь, Л.М. Гумин. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 256с.
· Г. Херт. Оперативня урогинекология: Руководство для врачей: Пер. с англ. / Под ред. Н.А. Лопаткина, О.И. Аполихина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 276 с.
· Оценка и лечение недержания мочи адаптированные рекомендации европейской ассоциации урологов / Петров С.Б., Лоран О.Б., Куренков А.А. – Методические рекомендации, 2004. 24 с.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Использование мультимедийного проектора с ПК, программное обеспечение Miсrosoft.ррt, презентация «НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ» (фотографии, рисунки, схемы, таблицы)
4. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
· Сагиттальный разрез при нормальном положении внутренностей (таблица).
· Стенд в учебном классе.
· Набор для операции ТVT.
План проведения занятия и расчет учебного времени
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.