Диагностика и лечение недержания мочи. Диагностика, лечение, профилактика

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. преподаватель майор м/с

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 16

на тему:  Диагностика и лечение недержания мочи

для курсантов  4 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № ……

дата утверждения  ……………………….

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


ТЕМА: ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕНЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ У ЖЕНЩИН

УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ: IV курс, II, III, IV, V факультеты, учебная группа в количестве 8, 9 курсантов.

УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: 4 часа

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:

1.  Подготовка реферативных сообщений (Недержание мочи у женщин – вклад ученых кафедры акушерства и гинекологии ВМедА в решение проблемы: Д.И. Ширшов, К.М. Фигурнов, Г.И. Довженко).

2.  Использование ПК и мультимедийной техники (презентация «НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ»).

3.  Работа в малых группах (оценка дневника мочеиспускания, определение типа недержания мочи и выбор оптимального метода лечения с учетом сопутствующей патологии).

4.  Использование наглядных пособий (набор для операции ТVT, TVT-O).

5.  Решение ситуационных задач (стр. 23 методического пособия).

6.  Отработка практических навыков по проведению кашлевой пробы и оценке теста Bonney.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

I.    ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:   изучить  причины,   симптоматологию, диагностику, принципы лечения и профилактики недержания мочи у женщин.

II.   ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.  Дать общее определение понятия недержание мочи.

2.  Рассмотреть понятия:

·  Императивное недержание мочи;

·  Недержание мочи при напряжении (стрессовое);

·  Смешанное недержание мочи.

3.  Определить значение каждого из вышеуказанных видов недержания мочи (императивного, стрессового и смешанного) в патологии женского организма.

4.  Разобрать механизм нормального мочеиспускания.

5.  Рассмотреть общие причины возникновения и факторы риска инконтиненции.

6.  Изучить классификацию недержания мочи при напряжении.  Понятия анатомического и сфинктерного недержания мочи.

7.  Изучить клинику и диагностику недержания мочи при напряжении.

8.  Разобрать принципы консервативного и оперативного лечения недержания мочи при напряжении и методы его профилактики.

III. ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ:

Слушатели и курсанты должны уметь:

1. Произвести исследование в зеркалах.

2. Бимануальное исследование.

3. Произвести пальпацию мышц, окружающих hiatus genitalis, условно судить об  их толщине, силе сокращения, наличии разрывов и дефектов.

4. Пробу Valsalva (проба с натуживанием).

5. Кашлевую пробу.

6. Провести пробу с постукиванием пятками.

7. Тест элевации шейки мочевого пузыря (тест Bonney).

8. Провести оценку дневника мочеиспускания.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ:

Для проведения занятий необходимо иметь двух больных с недержанием мочи. При отсутствии тематических больных слушателям предлагаются ситуационные задачи.

2. ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

·  Савельева Г.М., Бреусенко В.Г. Гинекология: Учебник. / М., ГЭОТАР – Мед., 2004 – 480 с.

·  Руководство к практическим занятиям по гинекологии / Под ред. проф. Ю.В. Цвелева и д.м.н. В.Г. а. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб, 2007. – 424 с.

Дополнительная:

·  Гинекология: нац. рук-во / под ред. В.И. Кулакова, И.Б. Манухина, Г.М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1072 с.

·  Урологическая гинекология (Практическое руководство для врачей) / Под ред. Ю.В. Цвелева и С.Б. Петрова. – СПб., 2006. – 272 с.

·  Тазовые расстройства у женщин / Д.Ю. Пушкарь, Л.М. Гумин. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 256с.

·  Г. Херт. Оперативня урогинекология: Руководство для врачей: Пер. с англ. / Под ред. Н.А. Лопаткина, О.И. Аполихина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 276 с.

·  Оценка и лечение недержания мочи адаптированные рекомендации европейской ассоциации урологов / Петров С.Б., Лоран О.Б., Куренков А.А. – Методические рекомендации, 2004. 24 с.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Использование мультимедийного проектора с ПК,  программное обеспечение  Miсrosoft.ррt, презентация «НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ» (фотографии, рисунки, схемы, таблицы)

4. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

·  Сагиттальный разрез при нормальном положении внутренностей (таблица).

·   Стенд в учебном классе.

·  Набор для операции ТVT.

План проведения занятия и расчет учебного времени

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
320 Kb
Скачали:
0