Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 46
на тему: Акушерский травматизм. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № …….
дата утверждения ……………………………
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: Акушерский травматизм. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
Контингент обучаемых: курсанты и слушатели 5 курса 2,3,4,5 факультетов.
Учебные и воспитательные цели:
1.Цель занятия.
Научить курсантов и слушателей современным методам диагностики, дифференциальной диагностики и основным принципам лечений гипоксии плода и асфиксии новорожденного.
2.Учебно-целевые задачи.
Курсанты и слушатели должны знать современные методы диагностики, дифференциальной диагностики и основные принципы лечения:
А) Гипоксии плода
Б) Асфиксии новорожденного.
Курсанты и слушатели должны уметь:
На основании анамнеза и клинических данных поставить диагноз родовой травмы.
На основании анамнеза и клинических данных поставить диагноз внутриутробной гипоксии плода.
На основании анамнеза и клинических данных поставить диагноз асфиксии новорожденного.
Назначить правильное лечение выше названных состояний
Составить и обосновать план ведения родов при осложненном течение беременности, аномалии сократительной деятельности матки, узком тазе, неправильных вставлениях головки, крупном плоде, тазовом предлежании.
Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар.
Назначить лечение асфиксии новорожденного в зависимости от оценки по шкале Апгар.
Знать принципы лечения новорожденного с родовой травмой.
Практические навыки:
Сбор анамнеза.
Выслушивание сердцебиений плода.
Проведение внутреннего исследования для определения предлежания и выпадения пуповины.
Оценка состояния ребенка сразу после рождения.
Восстановление свободной проходимости дыхательных путей.
Восстановление адекватного дыхания.
Восстановление адекватной сердечной деятельности.
Введение медикаментов новорожденному.
Умение иммобилизировать ребенка с родовой травмой в зависимости от ее типа.
Курсанты и слушатели должны быть ознакомлены:
С методами диагностики и лечения родовых травм внутри утробной гипоксии плода.
Методикой проведения первичной реанимации новорожденного.
Учебное время: 4 часа (одно занятие).
Литература
Основная:
1. |
Айламазян Э.К. Акушерство.Учебник./СПб. – «Специальная литература». 2004. |
2. |
Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии./Под ред. проф. Ю.В.Цвелева и д.м.н. В.Г. а. – СПб. ООО «Издательство Фолиант». 2007. |
Дополнительная.
1. |
Радзинский В.Е., Смалько П.Я. Биохимия плацентарной недостаточности. – М.: Изд-во РУДН. 2001. |
2. |
Основы перинатологии. Учебник./ Под ред. И.П.Шабалова и Ю.В.Цвелева – М.: Медпресс – информ. 2002. |
План проведения занятий и расчет учебного времени.
№ п/п |
Виды и формы занятий, учебные вопросы |
Время, мин. |
1 |
Введение Контроль базисных и исходного уровня занятий Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий ПерерывСамостоятельная работа курсантов и слушателейПод руководством преподавателя: - Курирование больных - Клинический разбор Перерыв- Клинический разбор - Работа в лечебно-диагностических кабинетах: · Рентгеновском; · Функциональной диагностики; ПерерывПросмотр видеофильмовРешение ситуационных задач, контрольные мероприятия ( отчет, реферат, контрольная работа по теме ) Заключение, подведение итогов |
5 20 20 10 25 20 10 25 10 10 10 20 20 5 |
Частная методика преподавания.
1. Подготовка реферативный сообщений (Патогенез гипоксии плода. Современные методы диагностики состояния плода).
2. Ролевые игры.
3. Разбор больных.
4. Решение ситуационных задач (см. приложение).
5. Изучить практические навыки (Использование методов амниоскопии и КТГ).
ГИПОКСИЯ ПЛОДА.
Под гипоксией плода подразумевается патологическое состояние, развившееся под влиянием кислородной недостаточности во время беременности и в родах. В структуре перинатальной смертности гипоксия плода и новорожденного занимает одно из ведущих мест. Частота гипоксии плода составляет 4-6%, а в структуре перинатальной заболеваемости - 21-45%.
Патофизиологические аспекты гипоксии.
Гипоксия - кислородное голодание - типовой патологический процесс, возникающий при недостаточном снабжении кислородом, либо при нарушении утилизации кислородом тканями в процессе биологического окисления.
По этиологии и патогенезу выделяют гипоксии экзогенные, возникающие вследствие уменьшения рО2 во вдыхаемом воздухе и эндогенные - связанные с недостаточностью массопереноса О2 или нарушениями утилизации О2 в митоходриях. Классификация гипоксических состояний плода включает четыре основных типа кислородного голодания:
1. Гипоксическая гипоксия, когда насыщение гемоглобина кислородом ниженормального уровня.
2. Циркуляторная гипоксия, когда кислород не поступает к тканям в достаточном количестве, несмотря на нормальное его парциальное давление в крови
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.