С этого времени замечается существенный прогресс. В Александрии (Египет) по покровительством Птоломеев эллинские искусства и науки пустили новые ростки. В Александрию со всех стран стекались врачи в знаменитые медицинские школы. Здесь впервые осмелились разрезать и исследовать человеческий труп, здесь же, по-видимому, врачам удалось поднять таинственный покров, который до тех пор был распространен над родовыми процессами. Главным источником, из которого почерпнуты сведения о состоянии акушерства этого периода являются сочинения Корнелия Цельса (Aulus Cornelius Celsus – 30 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.), жившего в первом веке по Р.Х. в царствование Тиверия и Клавдия. Цельс в истории назывался дилетантом в медицине, тем не менее, судя по тому, что он сообщает об акушерстве в одной главе своих хирургических книг, многое улучшилось под влиянием Александрийской школы, особенно в области практики. Было отвергнуто существовавшее мнение, что родоразрешение естественным путем возможно лишь при головном предлежании. Познание и практическое применение пособия, которое под названием поворота на ножки и извлечения за ножки образует важную часть нашей современной терапии неправильных положений плода, в акушерстве был сделан скачок более чем на тысячелетие вперед. В гинекологии Цельс одним из первых описал заращение влагалища, предложил использование свечей в качестве лекарственной формы.
Среди врачей александрийской школы (Египет) особенно прославились Герофил, Архиген. В Александрии изучение анатомии производилось на человеческих трупах, более того, разрешалась вивисекция не только на животных, но и на преступниках, следовательно, и анатомические знания были обширнее и достовернее. Герофил (Ш век до н.э.) главными причинами патологических родов считал неправильное (поперечное) положение плода, трудность раскрытия маточного зева, неправильное строение позвоночника и таза (при кифозе и лордозе), а также смерть плода. Архиген (1-П в, н,э,) впервые применил для исследования влагалища и шейки матки зеркало, названное им "диоптра», он же впервые произвел перевязку сосудов и обкалывание кровоточащих мест для остановки кровотечения.
В эту эпоху наряду с Архигеном Апомейским – сирийским врачом (100 л по Р.Х.), который изобрел гинекологическое зеркало для осмотра внутренних половых органов и Руфом Эффеским, впервые описавшем «яйцеводы» – маточные трубы, Мошионом (Moschion) которому принадлежит авторство самой старинной дошедшей до нас книги повивального искусства, заметный след в истории акушерства и гинекологии принадлежит Сорану Эффескому. Он один из первых провел исследования трупов женщин и опроверг господствовавшее мнение о живой природе матки (матка самостоятельное и не зависящее от организма существо), высказанное Платоном; “Uterus animal sperma desiderens”. Соран Эффеский сравнивал матку с кровеносной банкой, оценил ее топографические и анатомические особенности. В частности, он считал, что существует связь между маткой и грудями, желудком, мозгом. Им дополнены сведения о «яйцепроводах», влагалище и в тоже время он опровергал существование девственной плевы.
Терапия = слабейшая точка древних. Хирургия – местные причины устранить, отвлекающие процедуры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.