Так, как дело обстоит теперь еще у диких и нецивилизованных народностей, было, вероятно, и во времена седой старины: более пожилые женщины, умудренные личным опытом, помогали советом и делом, насколько умели, своим более молодым, неопытным соплеменницам. Известное число эмпирически добытых мер и еще большее количество странных обычаев – вот все, что в отчаянных случаях было в их распоряжении. Между этими временами самого грубого и инстинктивного родовспоможения и профессиональной акушерской практики лежат долгие культурные эпохи, от которых сохранились лишь скудные следы существования человека.
Культурные народы древности (индусы, евреи, греки, римляне) и вероятно другие – имели уже своих повивальных бабок (Hebammen). Происхождение этого слова: μαιαι – старуха; obstetrices – стоящий возле; Ahnen – праотцы – отсюда Hebahnen и испорченное Hebammen; - уже само по себе указывает, как развивалось это сословие: обычай приглашать к родам пожилых, уже обладающих известным опытом женщин повел со временем к тому, что последние сделали из этого занятия ремесло, стали повивальными бабками по профессии. Таким образом, по естественному ходу развития акушерство само собою и неизбежно попало в руки женщин и оставалось в их руках как ремесло. До степени науки оно смогло подняться лишь тогда, когда тысячелетние ограды, которыми обычай и привычка окружили родовой акт, пали, и роженица стала доступна деятельности и исследованию мужчин.
Нельзя сказать, что мужчины были полностью отстранены от акушерства. Часто их приглашали (главным образом хирургов) в трудных с клинической точки зрения случаях, когда повивальные бабки, повитухи справиться не могли. Однако и лекарям-хирургам в таких случаях выпадала отнюдь неблагодарная задача – извлечь из утробы матери ребенка. Все дело заключалось в том, что у врачей того периода были весьма скудные представления как об анатомии беременной женщины, так и об особенностях самого процесса родов. Практически отсутствие собственного опыта еще в большей степени отрицательно сказывались на качестве оказания этой помощи.
От влияния этого заколдованного круга не могли уйти даже лучшие из врачей, причем многие столетия.
С некоторой условностью всю историю развития акушерства и гинекологии можно разделить на 6 периодов. Они не одинаковы по времени между собой и охватывают различные эпохи.
1-й период греко-римский;
2-й – Арабы и арабисты, их подражатели;
3-й – Период возрождения в Западной Европе до середины XVII века;
4-й – от середины XVII века до начала XIX столетия (до Recamier);
5-й – от начала XIX столетия до начала ХХ столетия (от Recamier до Simpson);
6-й - от начала ХХ столетия до наших дней.
Указания на зачатки акушерства и гинекологии встречаются в письменных памятниках Индии, Китая, Древнего Египта и Греции, в лечебниках славянских народов. Судя по дошедшим до нас литературным сведениям, врачи древней Индии первые предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, индийский врач Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых рекомендует производить поворот и извлечение плода, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию. В индийских книгах "Аюрведа" ("Знание жизни" ),относящихся к 1Х-Ш веку до новой эры, сообщается о смещениях матки и о некоторых женских болезнях - о кондиломах, о неправильных менструациях (об аменорее).
1-й период – Греко-римский
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.