Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

© В.Н. Рябушев

Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с.

Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности

Один из основных критериев экономического прогресса современного цивилизованного общества - уровень развития социально-культурной сферы в целом одновременно, являющихся важнейшим компонентом качества жизни. Поэтому случайна непосредственная взаимосвязь между уровнем экономического развития государства и долей затрат совокупного общественного продукта на развитие социально-культурна отраслей. В свою очередь развитие культуры, образования" других отраслей сферы услуг способствует совершенствованию личности, общественному процветанию, становится од ним из важнейших принципов модернизации государства российского.

Не сомневаясь в значимости получения сведений о результатах, достигнутых человечеством в отдельных вида культуротворческой деятельности, о нормах и правилах поведения и о многих иных полезных для личности разных возрастов вещах, представляется не менее существенным использование того потенциала, который содержит в себе научное знание о социально-культурной деятельности, для формирования более глобальных - культуроориентированных - оснований мышления и практической деятельности будущих граждан специалистов.

"Окультуривание", затрагивающее отдельные, пусть очень важные для развития личности области, не может заме нить собою формирования системно-культурного подхода осмыслению того мира, в котором живет и действует человек как и к пониманию самого себя.

Данный подход, на базе которого только и возможно утверждение принципов культуросообразности в любых формах человеческой практики - от формирования его телесной, физической культуры и культуры природной среды до становления его самых" возвышенно-неземных" эстетических чувств и верований, от прагматически политической до гедонистически сексуальной культуры. Вышеуказанные позиции и позволяют сформулировать нам принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают сущность социально-культурной деятельности в условиях свободного времени и отражают ее направленность, содержание и формы.

В советском энциклопедическом словаре мы находим следующее определение принципа - "основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора" (Советский Энциклопедический словарь. Изд-во. Советская энциклопедия. М, 1980. -С. 1072).

В нашем случае культурно-досуговые учреждения выступают как сложноорганизованная система, а сама социально-культурная деятельность как высокотехнологический механизм воздействия и взаимодействия между личностью и обществом. Грани этого воздействия и взаимодействия и определяют основные принципы социально-культурной деятельности.

Регулирующим процесс возникновения и отмирания принципов социально-культурной деятельности являются переломные или кризисные изменения в жизнедеятельности государства. Смена ориентиров приводит к модернизации или отмиранию всего комплекса норм, правил и принципов общественного развития.

Исторический опыт является свидетельством тому. Так, совсем недавно ведущими принципами культурно-просветительной работы являлись:

- принцип коммунистической партийности и идейное принцип научности; принцип комплексности; принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения; принцип связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства; принцип коллективизма; принцип последовательности и систематичности; принцип единства просвещения и идейно-нравственного воспитания и др.

Следует заметить, что некоторые из перечисления принципов и до сих пор имеют право на жизнь, но без идеологической, партийной подоплеки.

Нарастающие в 80-е годы кризисные явления в экономической и политической жизни нашего общества не только непосредственно сказывались на деформациях в сфере культуры но и обнаруживали и более глубинную, причино-следственная связь с содержанием и направленностью самих социокультурных процессов.

Поэтому со всей очевидностью встал вопрос о смене курса государственной культурной политики, об изменении приоритетов в духовном развитии общества. Но несмотря на то что само понятие "культурная политика" прочно вошло в обиход, его конкретное содержание все еще является неопределенным, что обусловлено не только многообразием понимай» культуры и в теоретическом, и в обыденном употреблении, и постоянной динамикой социально-культурных процессов, тем, что сама область, на которую распространяется культурная политика, все время меняется. Л

Как совершенно справедливо отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, "в настоящее время формируется новая система принципов социально-культурной деятельности. Происходит их существенная трансформация, обновленная новой социально-культурной ситуацией, изменением в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации, гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей" (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. - С. 21). С учетом данных изменений они предлагают следующие ПРИНЦИПЫ социально-культурной деятельности:

Похожие материалы

Информация о работе