Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 11

Функцию коммунистического воспитания считали главной В.С. Цукерман, И. Левыкин, З.А. Петрова. В то же время Н.П. Хаймович главной считал просветительную, Л.В. Буевич - политико-идеологическую, А.П. Ионкус, А.Л. Маршак, С.Н. Плотников, ИИ. Розовская, В.М. Стриганов, Л.В. Филимонова - созидательно-творческую и коммуникативную, Е.Л. Зазерский - культурно-политическую, В Чеснокова размышляла о трансформации просветительной функции.

В 70-е годы делалась попытка прогнозирования функций клуба на 1990-2000 годы. Так, Л.Н. Коган рассматривал современную роль клуба и тенденции его деятельности, предпринимал попытку спрогнозировать развитие его функций к 2000 году Он предполагал, что клуб как социальный институт в будущем будет выполнять следующие функции: социально-просветительную; идейно-воспитательную; организации самостоятельной профессиональной творческой деятельности; организации повседневного внесемейного общения; организации досуга, свободного времени; прокатную (Коган Л.Н. Советские клубы конца XX - начала XXI века: Предпосылки нормативного прогноза развития учреждений культуры // Проблемы социального прогнозирования. Красноярск, 1978. - Вып. 4. - С. 90).

Вместе с тем, анализ историко-педагогической литературы, отражающей теоретические проблемы клуба, свидетельствует, что значительное количество исследований было посвящено разработке его отдельных функций. Особенно широко изучалась функция общения. Роль и место функции общения в клубоведении и деятельности клуба выделены в исследованиях Л. Г. Белоножко, Б. Березина, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Коган, ГА. Стрельцова, повышение культуры общения - в работах З.И. Никулиной; общение и воспитание - в исследованиях Е.А. Владимирова и М.М. Шибаева, А.В. Мудрика, и В. Руденского; общение в сфере досуга - в публикациях В.К. Назарова.

Исследования Л.Л. Дугинец, Л.Н. Когана и ВС. Цукермана, Г.Д. Козина, Н.Н. Павловой посвящены изучению отдельных сторон просветительной функции клуба. Работы Б.А. Ерунова, Г.Н. Загадарчук, З.Д. Исатаевой, А.Л. Маршака, В.К. Мосина раскрывают пути формирования общественного мнения как функции клуба. Кроме того, ряд авторов исследовал и отдельные функции клуба: Л.Г. Брылева - компенсаторно-гедонистическую, Г. А. Евтеева - организацию отдыха, А.П. Хачатурян и А. Зотиков - педагогические функции организатора клубной заботы, В. Балашов - организаторскую фикцию, Э.А. Куруленко - развитие творческих способностей населения.

Анализ научных публикаций показал, что, несмотря обилие исследований, посвященных данной проблематике, был выработан единый подход в определении содержат классификации и количества функций клуба. В исследовании имеются взаимоисключающие суждения относительно воспитательной функции и определения ведущих. Не дано было четкого разграничения и определения общих, специальных и организационных функций.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся противоречия неточности в определении функций клуба, их структура в основном отражала цели, задачи и направления деятельное клуба рассматриваемого периода.

Изложенные в историко-педагогической литературе сведения о функциях клуба периода 60-80 годов позволяют определить их классификацию и структуру. Все функции клуба условно можно разделить на общие, которые выполняют только клубы, но и иные социальные институты; специально отличающие клуб от других культурно-досуговых учрежден* определяющие его свойства и специфику; организацией! указывающие пути управления клубной педагогической деятельностью.

I. ФУНКЦИИ КЛУБА

1. Воспитательная.

2. Просветительная.

3. Коммуникативная.

4. Формирования общественного мнения.

5. Гедонистическая.

II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КЛУБА

1. Включение посетителей клуба в самодеятельный культурно-творческий процесс.

2. Развитие творческих способностей личности.

3. Обеспечение непрерывного творчества масс.

4. Организация отдыха и развлечений.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ КЛУБА

1. Организационно-творческая.