Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 6

Социально-культурная деятельность как научная теория обладает определенными функциями. Через них социально-культурная деятельность реализует свою социальную сущность. Понятие "функция" присутствует во многих отраслях научного познания, но все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом - "исполнение", "совершение" (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, 4-е изд. М: Политиздат, 1980.-С. 401).

В философском толковании под функциями понимаются "внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе отношений". Как отмечает Л.Н. Столович (Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - С. 105), прежде всего "функция" предполагает наличие системы и ее элементов, компонентов, проявлением активности которых она является". В то же время, по определению В.Г. Афанасьева, "функция системы является проявлением .свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и ее внешней среды, реакцией на возмущающее воздействие изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы... Функции системы как целого определяют функции, которые выполняют в системе каждый из ее компонентов" (Афанасьев З.Г. Системность и общество.. М: Мысль, 1980. - С. 133).

Для осмысления функций социально-культурной деятельности важно определить понятие "функция социально-культурной деятельности". Методологический принцип, которым следует руководствоваться при определении понятия "функция социально-культурной деятельности", сводится к тому, что функции системы любой, и в том числе и социально-культурной, как справедливо отмечает М.С. Каган, "могут быть выявлены только при рассмотрении связей системы со средой, в которой и по отношению к которой эта система существует" (Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: 1978. - С. 13). Социально-культурная среда обозначает, таким о том, конкретное своеобразие и проявление общественных ношений в сфере культуры и досуга (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.; Изд-во МГУК, 1995.- С. 18). Общественные отношения проявляются через деятельность социальных институтов формирующих духовный мир личности, социума и общества целом. Механизмом реализации функций системы является социально-культурная деятельность, которая по определен» данному М.А. Ариарским, есть общественно значимый способ активного отношения к действительности, проявляющийся потреблении, производстве и распространении ценностей культуры (Основные понятия теории культурно-просветительной работы / ЛГИК / М.А. Ариарским; под ред. Д.М. Генкина. – Л., 1981. – С. 5). Поэтому процесс формирования социально-культурной деятельности - это взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в присвоении личностью своей социальной сущности; вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности благодаря которой он получает возможность для самореализации, саморазвития, и самовыражения. В исторической и педагогической литературе 60-80 годов по проблемам социально-культурной деятельности можно выделить два основных направления исследований по данной проблематике. Первая - это публикации, раскрывающие общие подходы к рассмотрению функций, и второе - определение •« специальных функций различных типов культурно-досуговых учреждений.

Общеизвестно, что социально-культурная деятельность исполняет в обществе ряд специфических функций, благодаря которым реализуется ее действенный характер и проявляется относительная самостоятельность. Многообразие функций социально-культурной деятельности позволяет ей занимать определенное место и значение в духовной жизни общества.