В разные периоды истории на первое место могут выдвигаться те или иные функции.
Так, рассмотрению функций социально-культурной деятельности посвящена работа Г.Г. Карпова (Карпов Г.Г. Социальные функции культурно-просветительных учреждений // Теория и методика культурно-просветительной работы /ВПШК; Учеб. пособие. Л., 1977. - С. 35-41). Раскрывая три вида идеологической деятельности Коммунистической партии -теоретическую, пропаганду и агитацию, он считает, что ведущей функцией культурно-просветительной работы является распространение политических, научно-технических, художественных, производственных знаний, утверждая, что это то общее, что объединяет все культурно-просветительные учреждения, связывает их в единую систему. Далее, он отмечает, что в этой системе наиболее разнообразные функции принадлежат клубным учреждениям, которые ближе всего соприкасаются с агитационно-пропагандистской деятельностью партийных организаций. Не возражая против специфических функций клуба, считаем, что это подмена одних понятий другими. Перенесение специфических функций клуба на все культурно-просветительные учреждения не совсем правомерно, так как деятельность клубных учреждений не только не выражает особенностей деятельности других культурно-досуговых учреждений (библиотек, парков, музеев и т.д.), но и значительно сужает их возможности.
В период 1978-1981 гг. в работах М.А. Ариарского мы находим различные толкования функций. Он выделяет следующие функции: просветительную; включение в творчество, организация отдыха и развлечений. Однако в работах 1981 года автор уточняет и расширяет трактовку предложенных ранее функций социально-культурной деятельности, определяя следующим образом: функция обеспечения непрерывного образования масс, вовлечения их в активный процесс овладения ценностями мировой и отечественной' культуры; функции включения масс в социальное, научно-техническое, художественное и прикладное творчество, функция организации рационального отдыха. Предложенные функции надо считать, по мнению автора, основополагающими для рассмотрения функций всех культурно-досуговых учреждений.
К рассмотрению и обоснованию функций социально; культурной деятельности обращался Ю. Д. Красильников. Он отмечал, что функции проходят большой путь во времени от возникновения и становления до полной зрелости. Поэтому они в зависимости от длительных исторических сроков подразделяются на постоянные, присущие социально-культурно* деятельности с самого ее зарождения, и временные - те, которые возникают и исчезают на определенных этапах. Ю.Д. Красильников определяет постоянные, основные функции: воспитательную; просветительную; организации творческой деятельности; организации отдыха и развлечений; внутриорганизационную. Надо заметить, что если первые четыре не вызывали возражений, то пятая требовала отдельного рассмотрения и анализа.
Рассматривая внутриорганизационную функцию, в которую автор включает количественный и качественный рост сети и типов культурно-досуговых учреждений, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров и актива учреждений, совершенствование процесса управления, совершенствование взаимосвязей с другими организациями и учреждениями и т.д.
В данном случае Ю.Д. Красильников отождествлял функции системы деятельности культурно-досуговых учреждений с функциями управления социально-культурной деятельностью, ставя их в один ряд. Следует заметить, что система управления имеет свои функции.
В особую группу можно отнести исследования, которые рассмотрели функции отдельных типов культурно-досуговых учреждений. Остановимся лишь на развитии и становлении функций клубов.
Социальные функции клубов получили достаточно полное освещение в специальной историко-педагогической литературе. В первую очередь необходимо отметить, что краткий обзор литературы 1971-1979 гг., рассматривающий динамику развития социальных функций клуба, был сделан В.Е. Триодиным, однако историографического анализа, раскрывающего классификацию, содержание, структуру и иерархию функций клуба, не было произведено.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.