Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 5

Это все нашло отражение в главенствующем документом государства "Законе о культуре", в его содержании и философии. Из числа включенных в текст идей выделим следующие:

- о приоритете прав и свобод личности в области куль туры перед правами любых общностей и образований - объединений, партий, национальных движений конфессий и т.д.;

- об исключительной важности проблематики культур ной самобытности всех проживающих в Российской Федерации народов, равная ценность и равноправие национальных культур в России;

- о расширении состава национального культурного достояния посредством законодательного отнесения памятникам культуры национальных языков, топонимов, народных ремесел, фольклора;

- о правовых и экономических гарантиях для культурно-национальных обществ, центров, землячеств, движений.

Однако при этом надо четко помнить, что человечество состоит из биосоциальных организмов - этносов и этнических образований, сложившихся как результат естественно-исторических процессов, жизнедеятельность которых регулируется культурой, выполняющей две основные функции;

- функцию объединения всех членов этого общества (внутриэтнической интеграции);

- функцию отграничения их представителей от других подобных общностей (межэтнической дифференциации).

Поэтому акцент в процессе формирования принципов воспитания личности в поликультурном обществе на рубеже XX и XXI вв. необходимо делать на выявлении сходства между культурами разных народов. В противном случае общество не изживет межэтнических противостояния.

Сегодня, когда культура пришла в состояние определенной нестабильности и неуравновешенности, что приблизило ее к черте, за которой начинается саморазрушение, самодеятельное движение в сфере истории принимает на себя культурно-этнические функции, т.е. выступает в качестве механизма сохранения традиционных культурных ценностей. Отсюда эта проблема становится одной из наиболее актуальных и от качества ее решения будет зависеть будущее культуры в целом.

ПРИНЦИП РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПРИОБЩЕНИИ К МИРОВЫМ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Сущность его состоит в том, что сегодня в ситуации становления экономики рыночного типа диктат идеологии по отношению к сфере культуры необратимо сменился на диктат экономики, а на смену диктата производителя, за которая стояла идеология, пришел диктат потребителя, когда приоритетной становится категория спроса. Вместе с этим развивается тенденция социального расслоения нашего общества, социальной стратификации, и эти процессы уже набирают темп. Реально возникает острая проблема того, что учреждения социально-культурной сферы могут остаться без потребителя ее услуг; для верхних по доходу слоев они будут неинтересны (не привлекательны, непристижны), а для нижних - недоступны.

Поэтому для реализации данного принципа в социально-культурной деятельности должна быть сильная государственная политика, которая была бы направлена;

- на протекционизм государства в отношении социально и экономически ослабленных групп населения; на государственные гарантии общедоступности культурных ценностей и социально-культурной деятельности для всех граждан (реализуемых через сохранение бесплатности услуг библиотек и всеобщего эстетического воспитания подрастающего поколения, через политику цен на услуги в области культуры и т.д.; на стремление государства обеспечить в равной степени возможность доступа личности к мировым и отечественным ценностям.

Вместе с тем, следует заметить, что все выше перечисленные принципы социально-культурной деятельности диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены и в своем единстве должны обеспечивать характер, структуру и содержание важнейшей сферы жизнедеятельности личности, социума и общества в целом.