Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 3

Остановимся кратко на рассмотрении основных из них. Принцип соблюдения правдивости и логики историко-культурного развития общества. Сущность данного принципа заключается в том, что в основу социально-культурной деятельности независимо от конъюнктурных соображений текущего момента должна быть положена традиция правдивого отображения хода культурно-исторического развития мировой цивилизации в целом и государства российского, в частности, составляющей единого процесса развития человечества. На: обстоятельство обратили свое внимание Г.М. Бирженюк и А.П. Марков, совершенно справедливо отмечая, что содержание приоритетных направлений социокультурной деятельное должны стать, с одной стороны, те ценности, которые "' фильтрованы" историческим опытом, жизнедеятельное многих поколений страны, отвечают критериям нравственности и гуманизма; с другой стороны, то, что несет в себе специфику населения, обычаев, традиций края и что может рассматриваться в качестве социально-культурных стабилизаторов" (Бирженюк Г.М, Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговой программы. СПб. 1992. - С. 21).

Результаты игнорирования данного принципиального положения показала со всей очевидностью прошлая практика культпросветработы. Поэтому после упразднения идеологической "начинки" и "обеспечения" данного вида социальной деятельности возникла острая проблема перед учеными и практиками проблема создания новой парадигмы социально культурных отношений в обществе. Эти отношения до; строиться с учетом логики историко-культурного развита общества с критическим анализом и осмыслением пройденного многонациональным народом России пути.

ПРИНЦИП СИНКРЕТИЗМА. Отражение сущности данного принципа мы находим в общеизвестных работах воз мирового пролетариата В. Ленина. Еще на заре советской власти в статье "О пролеткульте", в которой он подверг резкой критике практику культурного строительства в стране с полным отторжением культурно-исторического наследия народов российского государства. Однако эти пожелания вождя в ходе культурной революции были в основном преданы забвению, а духовные ценности и социальный опыт, накопленные в ходе культурно-исторического развития многонационального народа, востребовались лишь только тогда, когда они были выгодны правящей партии. А.Н. Лосский писал по этому поводу, как бы подытоживая, что "большевистская революция есть яркое подтверждение того, до каких крайностей могут дойти русские люди в своем смелом искании новых форм жизни и безжалостном истреблении ценностей прошлого" (Лосский Н. Характер русского народа. - С. 86). И как бы продолжая свою мысль, он дальше пишет: "Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей" (Там же. - С. 86).Этим самым как бы вселяет надежду в происходящие преобразования в нашей стране.

ПРИНЦИП СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мировая практика свидетельствует об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране. Суть права в области культуры - гарантии свободы культуры и социально-культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни: личности, объединений граждан и государства.

В современном мире правосознание в данной области преодолело крайности деэтатизма 60-80-х годов и учитывает необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, регулирования отношения собственности, обеспечения культурно-национальной автономии, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, инноваций власти культуры, доступности социально-культурной деятельности для социально ослабленных слоев населения (детей, пенсионеров и инвалидов).