Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 13

А.С. Ковальчук делает следующий вывод, что для современной социально-культурной деятельности характерны следующие функции, такие, как информационно-просветительная, практическая, воспитательно-развивающая, коммуникативно-организаторская, эстетическая, творческая, рекреационная, согласительная, исследовательская (Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность. Орел, 1997. - С. 9).

В своей коллективной монографии Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, исходя из особенностей современной социокультурной ситуации, предлагают как основные, так и постоянные функции социально-культурной деятельности, к ним относятся: развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры. 1995. - С. 27).

Таким образом, одним из показателей значимости проблематики является интенсивность ведшихся дискуссий. Контент-анализ публикаций самого разного профиля в научной, учебной, учебно-методической литературе с использован! понятия "функции социально-культурной деятельности" качестве ключевого дал бы весьма внушительные количественные характеристики. Однако следует заметить, что степень активности дебатов о понятии "функции социально-культурной деятельности", их содержании, количестве иерархическом подчинении отнюдь не всегда эквивалентна с пени результативности такого рода обсуждений. Далеко всегда эти дискуссий позволяют выработать некоторые общие подходы, позиции и решения, после чего только и может, естественно, ставиться вопрос о соответствующих практических действиях.

Анализ культурологически ориентированных дискуссий большей степени показывает, что дело здесь не только лишь в естественном расхождении позиций - оно-то, как известно, есть необходимое условие для рождения истины. Хотя констатация многообразия подходов к определению понятия "функции социально-культурной деятельности" стала уже даже в историческом плане аксиоматичной, думается, что некоторая систематизация принимаемых в современной культурологической литературе интерпретаций данного феномена - это не небесполезный для более определенного, действительно операционального использования данного понятия в теории практике социально-культурной деятельности.

Заметим, что та или иная трактовка понятия "функций социально-культурной деятельности" в каждом случае задает соответствующее основание для ответов на базовые вопросы, связанные с функционированием различного типа досуговых учреждений в социально-культурной сфере.

Однако можно с определенностью говорить о динамике социально-культурных функций в современных условиях и в перспективе.

Поддерживая точку зрения Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, изложенную ими в учебном пособии "Основы социально-культурной деятельности" (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие МГУК. 1995. - С.21-31), гл. 1, §4, в котором авторы определяют основные функции социально-культурной деятельности и дают их классификационную характеристику, мы б свою очередь предлагаем ввести в понятийный оборот дополнительно такие функции, как:

1. включение личности во взаимодействие с социальной средой, развитие ее активности в использовании или преобразовании общественных отношений с целью удовлетворения своих социокультурных потребностей;

2. создание инновационных социокультурных технологий поведения личности в неформальных группах и организациях;

3. создание условий для решения проблемных ситуаций межличностного и институциального порядка в социально-культурной сфере.

Первая из предложенных нами функций выполняет роль формирования у личности взаимоотношений с социально-культурной средой, она должна помогать сохранять и поддерживать ее и привычные формы повседневной жизнедеятельности, отношений сотрудничества, круга интересов и навыков. Она должна создавать механизм социокультурной стабилизации, адаптации человека в условиях разных и разнонаправленных социальных воздействий.