Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 4

Поэтому радикальные преобразования в Российской Федерации предполагают принципиально новые парадигмы социально-культурной деятельности: влияние культуры на выбор стратегий политического и социально-экономического развития вместо обслуживания этих сфер; многообразие субъектов деятельности, форм собственности, организационных структур, социально-культурных программ вместо гипертрофириванной государственности, единообразия и монополизма; свободный выбор ценностей личностью на основе многообразие взглядов, идеологий, верований. Отсюда и центральный вопрос смены парадигм в социально-культурной деятельности - вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства.

Известно, что развитие социально-культурной деятельности возможно настолько, насколько она свободна, а свободна она настолько, насколько свободен человек в своей деятельности - творчестве, в выборе ценностей, в праве объединяться с другими людьми для удовлетворения своих духовных интересов и потребностей и т.д. Понятно, что свобода социально- культурной деятельности личности означает невмешательство извне - со стороны государства, политических партий, конфессий и т.п. Однако невмешательство государства в социально-культурную деятельность не означает его неучастия в культурной жизни. Государство имеет обязанности перед культурой и не имеет прав по отношению к ней, нам представляется, что именно такой принцип должен быть положен в фундамент новой государственной культурной политики в Российской Федерации.

Реализация данного подхода означала бы не уменьшение, а  напротив, усиление роли государства в области культуры, только на совсем иной, чем ранее, основе. Так, главенствующая роль государства в охране культурно-исторического наследия, финансовая поддержка им наиболее ценных явлений в культуре, развитие международных культурных связей, наконец, самоограничение проявлений государства в области творчества, распространения культурных ценностей, деятельности неинституционных организаций и учреждений культуры и т.д. станут не правом, а обязанностью государства, что позволит гражданам и обществу воздействовать на его усилия, объемы и качества услуг в социально-культурной сфере.

Поэтому переход к новым парадигмам культурной жизни, к новому соотношению ролей и возможностей личности, организаций граждан и государства в социально-культурной деятельности, наконец, к новому содержанию прав и обязанностей в этой области возможен лишь как результат новой культурной политики государства.

ПРИНЦИП РАВНЫХ УСЛОВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. Сущность данного принципа состоит в создании механизма социальной стабильности в обществе, адаптации личности в условиях разнонаправленных социальных воздействий. В данном случае речь должна идти не только о добавлении творческого компонента в образ жизни, об эстетическом воспитании, но и о формировании в социальном пространстве этнокультурной среды, защищающей людей различных национальностей от разрушительных воздействий той социальной, экономической и социально-культурной ситуации, в которой находится сейчас наше общество, о смягчении перехода к новому витку общества.

Г.М. Бирженюк и А.П. Марков делают свой акцент на развитии территориального своеобразия и многообразия кут туры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах включая сохранение исторических памятников, языка, литера туры, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценное всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу" (Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб. 1992. - С. 29).