Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 2

- принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и культурных ценностей;

- принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

- принцип общественно-государственного самоуправления СКД, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.; МГУК. 1995. - С.21-22).

В современной культурологической литературе существуют и иные точки зрения на количественно-содержательное соотношение принципов социально-культурной деятельности. Так А.С. Ковальчук (Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность. - Орел. 1997. - С. 31) выделяет такие, как:

·  научность;

·  правдивость;

·  синкретизм;

·  принцип ценности и значимости;

·  непрерывность и единство.

Нисколько не умаляя значения концептуальных подход указанных авторов к разработке и обоснованию основных принципов социально-культурной деятельности, вполне оправданно будет высказать и свою точку зрения по существу рассматриваемой проблемы.

Поэтому нам представляется верным замечание И.С. Кона "Демократизация сама по себе ... не создает ничего нового она только выводит на поверхность то, что уже сложилось в общественном сознании, но по тем или иным причинам могло проявиться открыто, причем это может быть как хорошим, так и плохим." (Кон И.С. Психология социальной инерции. // Коммунист 1988 - №1 С.18).

Иными словами, всемерная поддержка и развитие самодеятельных инициатив различных групп населения, вовлечение их культуротворческого потенциала в процесс качественного преобразования общества требуют не только нейтрализации негативных общесоциальных факторов, но и существенной перестройки всей системы средств, форм, методов, функций принципов оптимизирующего воздействия как на реальные повседневные процессы социально-культурной жизни личное так и на долгосрочные цели духовного развития общества целом. Следовательно, речь должна идти о переосмыслен! действующих социальных механизмов управления и развития социально-культурной сферы и о выработке новых принципов учитывающих качественное изменение ситуации, роди и досуговых учреждений в духовном преобразовании личности общества.

Поэтому масштабность и острота сложившейся проблемы заставляют еще раз нас обратится к осмыслению сущности и содержания принципов социально-культурной деятельности в современных условиях.

Под принципом социально-культурной деятельности мы понимаем исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурного процесса. Для обеспечения оптимального функционирования социально-культурной сферы по реализации культурной политики государства определяются основные, ведущие принципы, то есть система принципов, которые и определяют направленность и содержание всей деятельности культурно-досуговых организаций и учреждений. К ним можно отнести:

- принцип соблюдения правдивости и логики историко-культурного развития общества;

- принцип синкретизма (построение новых парадигм на прошлом социально-культурном опыте);

- принцип соблюдения конституционных прав личности, обеспечивающих ей условия и возможности участия в социально-культурной деятельности;

- принцип равных условий по обеспечению духовного возрождения и национально-культурного самоопределения народов в контексте развития культур государства российского;

- принцип равных возможностей личности в приобщении к мировым отечественным ценностям культуры в условиях стратификации общества.