Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 9

В своей монографии "Основы клубоведения" А.В. Сасыхов и Ю.А. Стрельцов ведущими клубными функциями считали просвещение, воспитание, развитие творческих способностей, организацию отдыха и развлечений. Из предложенных функций авторы особо выделяли специфическую функцию "развитие народного творчества" (Сасыхов А.В., Стрельцов Ю.А. Основы клубоведения. Улан-Удэ 1969 С. 18-19). Отмечая данные функции они утверждали, что это социальные задачи клубной работы. Однако данный подход не совсем полно отражал функциональные свойства клубного учреждения.

Г.Г. Карпов рассматривал клубное дело как специальную отрасль научного знания и отмечал, что ведущей функцией "является массово-политическая и культурно просветительная" (Карпов Г.Г. Социальные функции культурно-просветительных учреждений // Теория и методика культурно-просветительной работы / Учебное пособие. Л., 1977. - С.35-41). В числе других он указывал на коммуникативную, развитие творческих способностей трудящихся и организацию разумного отдыха и развлечений. Следует заметить, что по поводу первой функции автор слишком расширительна толкует приведенное понятие, включив в него целую область деятельности, в сфере которой функционируют не только учреждения клубного типа.

Анализируя публикации 1970-1973 годов, следует отметить, что исследователи шли по пути расширения количества функций, новых названий уже выявленных функций.

Так, С.А. Беляков, исследуя теоретическое наследие Н.К. Крупской, считал, что функциями клуба являются выработка общественного мнения, просвещение масс, общения и обсуждения вопросов с массами, организация отдыха и развлечений (Беляков С. А. Крупская Н.К. о сущности и социальных фикциях советского клуба//Учен. зап. /МГИК. 1971. -Вып. 21. -С.114-156).

В свою очередь С.А. Беляков и З.А. Петрова отмечали воспитательную функцию, образовательную, коммуникативную, развитие творческих способностей, формирование общественного мнения на основе широкого общения, организацию разумного отдыха и развлечений (Социальные функции советского клуба // Беляков С. А., Петрова З.А. Роль и место клубных учреждений в системе культурно-просветительной заботы / МГИК М., 1972. Гл.3.§3. - С. 101-116).

Д.М. Генкин указывает на просветительную, развитие творческих способностей, формирование общественного мнения на основе широкого общения, организацию разумного отдыха и развлечений (Генкин Д.М. Социальная сущность, назначение и основные функции клуба //Клубоведение / Учеб. пособие. М., Просвещение. 1980. Разд. 1. Гл. 3. -С.39-49).

С.М. Косолапов детально раскрывает и обосновывает воспитательную, информационно-просветительную, развитие творческих способностей, коммуникативную, созидательно-творческую, гедонистическую (Косолапов СМ. Социальные функции клуба //Культ.-просвет, работа. -1972. -№3. - С. 31-34).

Функции клуба, определяемые социальными и личностными потребностями, рассматривала Р.К. Шеметило (Шеметило Р.К. Социальные институты культуры, особенности функционированиями развития; Автореф. дис... канд. пед. наук //УрГУ. Свердловск, 1978.-С. 13). Она отмечала, что поскольку он является полифункциональным досуговым учреждением, представляется целесообразным рассмотреть его функции в двух аспектах, со стороны общественных и индивидуальных потребностей. С этих позиций она дает следующую классификацию функций клуба: преимущественно детерминированные общественными потребностями: а/ культурно-воспитательная; б/ просветительная информативная? функции клуба преимущественно детерминированные потребностями личности (а/ творческого развития личности и б/ общения - регенеративная и рекреативная). Функции первого рядка в наибольшей степени отражают общественную направленность клубной деятельности, а второго - служат удовлетворению индивидуальных запросов различных групп населения.

Классификация основных функций клуба, отмечал авто требует прежде всего необходимости рассмотрения функций воспитания и общения.