Теоретические подходы к разработке принципов и функций социально-культурной деятельности, страница 10

Воспитательная функция выдвигается на первый план потому что она характеризует деятельность клуба со стороны потребностей общества; общения - потому, что она является одной из специфических функций, определяющих место клуб в ряду иных социальных институтов. В заключение Р.К. Шеметило определяет иерархию функций: воспитания, организации творческой деятельности, нерегламентированное межличностное общение.

Попытка выстроить иерархию функций клуба была сделана Р.К. Шеметило еще в 1976 году, когда она рассматривала пути формирования клубной аудитории.

В свою очередь Г.П. Блинова определяла функции клуба, выдвигая организацию отдыха трудящихся на первое место, не исключая необходимости просвещения и воспитания, исходя при этом из потребностей личности в культурном отдыхе. Дальнейшее изучение социального назначения и функций клуба позволило ей пересмотреть свое отношение к содержанию и их иерархии. В частности, она отмечала, что "современное развитие клубоведческой науки дает возможность зафиксировать, что у клуба есть общие функции, которые роднят его с другими социальными институтами, и свои специфические" (Социальное назначение и функции клуба в обществе развитого социализма //Теоретико-методологические проблемы коммунистического воспитания трудящихся средствами культурно-просветительной работы /МГИК. М., 1981. - С.58).

Г.П. Блинова указывала на необходимость вычленения следующих общих функций, присущих всем социальным институтам, в том числе и клубу: коммунистическое воспитание как формирование всесторонне развитой личности строителя коммунистического общества; коммунистическое просвещение, формирование научного мировоззрения путем пропаганды политических, научных и технических знаний; приобщение к духовному наследию и ценностям современной культуры с целью формирования высокой духовной культуры, нравственно-эстетических взглядов; пропаганда социалистического образа жизни, высоких образцов нравственного поведения, передового опыта, воспитание коммунистического отношения к труду, формирование активной жизненной позиции, организация культурного отдыха и развлечений трудящихся (Там же. - С.58).

Анализ общих функций свидетельствует о том, что вряд ли целесообразно выделять третью и четвертую функции как самостоятельные. Они составляют содержание просветительной функции клуба и других социальных институтов.

К числу специфических функций клуба Г.П. Блинова отнесла создание условий для проявления и развития общественной активности и инициативы людей; включение каждого в самодеятельный культурно-творческий процесс; организацию содержания межличностного общения и повышение его культуры; непосредственное регулирование поведения людей в сфере свободного времени; организацию и координацию всех направлений деятельности как внутри клуба, так и во взаимосвязи с другими учреждениями и общественными организациями (Там же. - С. 58)

Предлагая общие и специфические функции клуба, она отмечала, что функция коммунистического воспитания является главенствующей, пронизывает все стороны клубной рабе Воспитательная функция реализуется и в организации творческой самодеятельности, и в организации межличностного общения, в ходе которого формируется личность, создается общественное мнение, и в процессе общественной деятельное каждого посетителя клуба, включенного в культур» творческий процесс (Там же. -С. 58-59).

Ряд исследователей попытался выделить главную или ведущую функции клуба. Так, Ю. Любашевский считал, что при развитии воспитательной, просветительно-образовательной коммуникативной, конструктивной, организационной функции главной остается функция развития социальной активности личности (Любашевский Ю. Информация, общение, активность //Клуб и художественная самодеятельность. -1974. -№15. - С. 26-27).