Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Понятие, сущность и содержание Культуры детства
Лекция (ГЭК)
Первые упоминания о культуре детства как одной из подсистем культуры взрослого сообщества относятся к началу ХХ века. Впервые словосочетание «культура детства» было употреблено М. Гудмэн в книге «TheCultureofChildhood (1970). В ней, анализируя из каких элементов складывается феномен, который был условно названа ею «культура детства», она выделила три главные подсистемы: 1) детскую игру, 2) детский фольклор и вообще художественное творчество, 3) общение, коммуникативное поведение детей (Цит. по: , с. 63). Эта формулировка длительное время не была востребована научным сообществом.
Для определения сущности процессов, определявших содержание культуры детского сообщества в 1980-х годах в науке было введено понятие «детской субкультуры», как особой системы представлений о мире, ценностях и т.д., бытующих в детской среде, которая складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место.
Однако, к концу XX века в трудах отечественных ученых все более частым стало употребление словосочетания «культура детства», которое трактовало более расширительно содержание детской субкультуры включая в ее контекст некоторые элементы культуры взрослых, которые так или иначе, были ориентированы на детство. Несмотря на участившееся его употребление (И.С. Кон, 1988), до конца 1990-х годов не было предпринято конкретной попытки определения этого термина.
В 1999 году Л.П. Шухман была разработана авторская программа учебного курса «Культура детства», в рамках регионального компонента блока дисциплин для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация досуга детей и подростков». Однако, в ней также не было дано определения «культура детства», хотя был четко очерчены содержательные границы этого курса, который включал в себя три раздела: методологические аспекты культуры детства, культурную среду детства и ее социальные институты и основные элементы культуры детства.
Несомненно, что в основу этого курса Л.П. Шухман были положены научные труды ведущих зарубежных и отечественных исследователей детства. Однако, несмотря на успешную попытку интеграции этого курса в образовательный процесс, автором не было опубликовано достаточное число работ, отражающих содержание этого курса.
Особо следует отметить диссертационное исследование Э.А. Куруленко, в котором впервые была осуществлена системная попытка расстановки терминологических акцентов при определении «культуры детства».
В его рамках Э.А. Куруленко вычленяет ряд аспектов, которые очень детально, на наш взгляд, характеризуют феномен, активно изучаемый сегодня рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она утверждает:
1. «Культура детства представляет собой особое конкретное состояние культуры общества и одновременно является структурным компонентом последнего» ( , с. 145).
2. Культура детства – особый мир, имеющий свои закономерности, свои взаимоотношения, свое пространство» ( , с. 145).
3. «Культуре детства присущи свои специфические особенности, свои тенденции, закономерности, четко выраженные уровневые ступени, отличающиеся типичными новообразованиями» ( с. 145).
4. Состояние культуры детства характеризует не только каждого индивида, в нем находящегося, но большую социальную группу, слой с присущими возрасту видами деятельности, ценностями, представлениями о мире и о себе.
5. Культура детства, являясь составной частью культуры общества, «проектирует», направляет, «корректирует» и эту социальную группу» ( , С. 145-146).
6. «Культура детства - это развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности пространство-время, в котором взаимодействуют дети и взрослые ( , с. 150).
7. Культура детства двухслойная. Один ее слой – культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, второй – формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщаться к достижениям истории культуры, осваивать их и, таким образом, через процессы распредмечивания становиться современным на каждом отрезке времени человеком. Креативная деятельность ребенка служит развитию его творческих способностей в доступных каждому этапу детства пределах ( , с. 151).
8. Культура детства может быть охарактеризована как целостность (среда), в которой осуществляется процесс совместной деятельности взрослых и детей ( , С. 152-154).
9. Культура детства – это активный двухсторонний процесс, в котором участвуют и взрослые, и дети ( , с. 156).
Исходя из вышесказанного, культура детства может быть определена в двух смыслах – расширительном и более узком. Культура детства в широком смысле – это особое конкретное состояние культуры общества, отражающее представления о детстве в бытовом и научном сознании, характеризующее содержание детской субкультуры, отображающее состояние социокультурной среды детства и его социальных институтов, характеризующее протекание основных социокультурных процессов детства во взаимодействии с взрослой культурой.
В более узком смысле культура детства – это совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для детского сообщества, выполняющих по отношению к нему функцию социальной ориентации, обуславливающих его принадлежность к определенному типу культуры взрослых, и способствующих индивидуальному самоопределению личности.
В научном плане культуру детства можно рассматривать как область социокультурного знания, имеющую объектом своего исследования детство как относительно самостоятельную, специфическую подсистему социокультурного целого и социокультурных процессов, происходящих в детском сообществе.
Как любое научное направление культура детства имеет свои предметные области:
1. детские сообщества (возрастные, социально-статусные, гендерные);
2. социокультурные процессы (социализация, инкультурация, коммуникация, досуг);
3. социокультурная среда детства (семья, дом, дошкольные учреждения, школа, культурно-досуговые и внешкольные учреждения, средства массовой информации, виртуальная среда);
4. культура детского сообщества (фольклор, игра, мода, язык, латентные формы межличностного взаимодействия детей и т.д.).
И, конечно же, следует отметить, что Культура детства сегодня это еще и учебная дисциплина, которая состоит из четырех разделов:
1. Методологические основы изучения культуры детства;
2. Детская субкультура и ее составляющие ее компоненты;
3. Социокультурная среда как пространство, проектирующее детство;
4. Социокультурные процессы, формирующие культуру детства.
Таким образом, культура детства определяется как конкретное состояние культуры общества; как совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для детского сообщества; как область социокультурного знания, имеющая объектом своего исследования детство; и как учебная дисциплина, изучающая детство во всех его социокультурных проявлениях.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.