Пономарев В.Д. Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2004. ‑ № 4.
В.Д. Пономарев
В настоящее время утвердился проективный характер социально-культурной деятельности, который обогащается новыми концептуальными подходами, теоретическим знанием, профессиональными способностями и умениями.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать (2, с.235).
Изначально активное, творческое, преобразующее начало человека находит свое воплощение и реализуется в его деятельности. В преобразовательной деятельности человека адекватно осуществляются его миропонимание, ценностные приоритеты и цели развития. В свою очередь, эти составляющие человеческой деятельности определяют её сложность, многоаспектность и системную организацию. Понятие «технология» и существует как отражение этой сложности и упорядоченности человеческой деятельности.
Отправной точкой для определения понятия «технология» могут служить следующие положения:
1)современный уровень развития производственной и социальной деятельности характеризуется целенаправленным разграничением процесса деятельности на отдельные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции;
2)непременным условием достижения искомых результатов какой-либо деятельности становится фиксирование способов выполнения каждой фазы и операции;
3)соответственно оптимальным условием достижения эффективности деятельности является специализация деятельности в конкретных фазах процесса;
4)специализация человеческой деятельности и вместе с этим интеграция разнородных в прошлом видов деятельности в систему внутренне связанных процедур и операций являются закономерной особенностью современных социокультурных процессов;
5)интегративность процесса преобразовательной деятельности создает объективные условия развития и использования различных направлений научного знания.
Когда речь идет об организации, а значит, об упорядоченной и системной деятельности человека в социально-культурной сфере, то профессиональная социально-культурная деятельность может быть представлена в системе определенных составляющих – этапов деятельности, фаз развития, операциональных действий и т.д. А логика педагогической эффективности требует определенного и упорядоченного расположения этих составляющих.
Игровую технологию можно рассматривать как специализированную технологию в практике социально-культурной деятельности. При этом игровая технология учитывает тот факт, что игра – потребность человека не как природного существа (наследующего биологический механизм развития), не как социального существа (наследующего и вырабатывающего социальные нормы), а как существа культурного – субъекта, вырабатывающего собственные механизмы самостановления, не определяемые никаким заранее установленным масштабом, кроме масштаба собственного бесконечного саморазвития. Этот масштаб («мера культуры») никем не наследуется, а вырабатывается самим субъектом (1, с.54). Этим определяется культуротворческая сущность игровой технологии.
Игровая технология – это система проективной (или проектной) деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и др. закономерностей, принципов с целью определения, выработки и использования в культурно-досуговой практике эффективных игровых моделей общения, ориентированных на становление игровой культуры человека.
Методологический уровень игровой технологии по своим задачам формирует «пространство» игрового знания, в котором воплощаются научные идеи и представления о должном в игровой культуре.
В качестве разделов для формирования «пространства» игрового знания нами определяются: «аксиоматические положения», «аксиологические положения», «принципы игровой технологии», «человек играющий».
Аксиоматические положения. Аксиоматика игровой технологии представляет собой безусловные положения игрового знания (игрологии).
Аксиоматические положения игровой технологии обеспечивают устойчивость полифункционального содержания игровой культуры независимо от влияния субъективных факторов в процессе проективной деятельности. Следовательно, проективная деятельность по разработке параметров игровых моделей должна отвечать требованиям выработанных аксиом игровой культуры, тем самым исключается возможность «методологического разрыва».
В качестве аксиоматических положений выступают следующие положения игрового знания (игрологии):
1.Добровольность и свободное участие играющих; заставить играть нельзя.
2.Условность и иллюзорность игрового движения, когда «человек играющий» осознает, что он действует в рамках условной реальности, в отличие от повседневной жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.