Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности, страница 6

1.Непреложным игровым правом являются правила; правила игры есть негласные предписания, которые устанавливают не только логический порядок игрового движения («что» и «зачем»), но и ее нравственный кодекс – «игры ради чести».

2.Соблюдение принципа справедливости – непреложное и честное следование каждого участника установленным нормам конкретной игры.

3.Состязательный и в то же время порядочный характер игрового движения есть шанс «каждому», запрет на применение приемов, которые ставят одних играющих в неравное положение по сравнению с другими играющими.

4.Справедливый выбор ролевых стратегий (распределение ролей) внутри игрового сообщества, где есть свой традиционный игровой этикет взаимоотношений и действий.

5.Самодостаточное игровое движение, не обусловленное «наличием выигрыша», «физической необходимостью» или «необходимостью» иного плана – путь красоты и гармонии игровых отношений.

6.Поскольку игровое движение свободно от условностей «реального» мира, то сама граница категориальной противоположности «игра – серьезное» есть точка морального выбора и самоопределения человека в сторону личностной «свободы – несвободы», при этом игровое движение прерывает процесс несвободы («обыденности»).

Деятельностный уровень игровой технологии. Независимый статус «деятельностного уровня» игровой технологии продиктован следующим фактом проективной практики: введением в моделируемую систему игрового движения собственно реального субъекта игрового движения – «человека играющего».

В то же время успешная реализация деятельностного уровня игровой технологии требует наличия такого необходимого структурного момента игрового движения, как игровое сообщество. Именно игровое сообщество рассматривается нами в качестве адекватного условия формирования и проявления игровой культуры «человека играющего».

Логика же системно-технологического подхода в этом случае будет определяться следующими задачами, решаемыми на деятельностном уровне:

1.Обеспечение условий социального творчества «человека играющего» в динамике игрового движения:

а)проникновение этического и нравственного содержания игровой культуры в систему взаимоотношений в игровом сообществе, т.е. ценностно-ориентированного игрового взаимодействия;

б) формирование положительного эмоционального опыта на основе адекватной взаимной оценки участников игрового сообщества;

в)обеспечение вариативной ролевой стратегии в отношении каждого участника игрового сообщества в динамике игрового движения, что способствует приобретению, как игрового опыта, так и социальному ориентированию «человека играющего»;

г)осуществление действий, ориентированных на передачу индивидуального игрового опыта участников игрового сообщества, т.к. динамика игрового движения во многом зависит от индивидуального опыта игровых действий «человека играющего».

2.Обеспечение условий творческой адаптации «человека играющего» в динамике игрового движения как педагогического смысла и педагогической идеи процесса становления игровой культуры человека:

а)нейтрализация «защитного фасада» (конформизм и психологическая защита) в поведении «человека играющего», что способствует реализации творчески-преобразующей потребности человека – его стремления реализовать себя, проявить свои возможности; б) становление игрового сознания «человека играющего» в динамике игрового движения – игрового мироощущения – как основного закона игровых отношений; в)формирование и проявление операциональных умений и способностей, дающих «человеку играющему» возможность ориентировки и действования в изменяющихся условиях игрового движения, успешно реагировать на любую, особенно новую, игровую ситуацию путем надлежащих корректировок поведения и эмоциональной настроенности.

Примечания

1. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

2. Марков А.П. Проективная сущность социально-культурных технологий СПб., 1999. С. 235-237.

3. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня/ Пер. с нидерл,. Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 464 с.