Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности, страница 5

Игровое движение в этом случае проектируется как репродуктивное ввиду того, что подразумевает уже повторяющиеся (в информационно-коммуникативной фазе) способы игрового взаимодействия с целью их освоения. Репродуктивный характер игрового движения на данном этапе игры выражается также в овладении участниками внешней операциональной стороной игрового поведения (правилами и способами игрового общения, символическими жестами, игровыми текстами и т.д.).

Творчески-инициативная фаза игрового движения проектируется как ситуация проявления знания игровой культуры участниками игрового движения.

Отличительной особенностью этого этапа развития игровой ситуации является то, что она носит характер продуктивного игрового действия. Продуктивная сторона игрового движения в этом случае проявляется в нестандартности, неформализованности сторон игрового общения. А игровая активность «человека играющего» здесь распространяется как на внешний поведенческий уровень игрового общения, так и на его глубинный личностный уровень.

Все перечисленные выше фазы деятельности в моделируемых формах игрового движения естественно рассматривать в качестве этапов формирования и проявления игровой культуры «человека играющего».

Раздел «референты игры». Референтная группа игры (или референты игрового общения) – это группа участников, владеющая игровым знанием, обладающая коммуникативно-организующими навыками (коммуникативной компетентностью), которая и является «транзитом» игровой культуры в игровых формах социально-культурной деятельности.

Коммуникативная стратегия участников референтной группы всегда ориентирована на реализацию следующих целей:

1.Обеспечение естественного, без принуждения, вхождения «человека играющего» в режим игрового взаимодействия.

2.Формирование единой коммуникативной стратегии через разработку и определение собственных альтернатив поведения (в соответствии с логикой игрового движения).

3.Выявление психолого-педагогических приемов стимулирования творческой активности и инициативы «человека играющего».

4.Собственное овладение игровым знанием, преобразование игрового опыта в стратегию игрового движения.

Система «коммуникативных опор» игрового движения. На этапе моделирования игрового движения возникает вопрос адекватной психологической настройки «человека играющего»: перевод «человека обыденного», с определяющими его условностями «реального» мира, в состояние «человека играющего», то есть приведение игроков в необходимое «стартовое» состояние. Именно в решении этой психолого-педагогической задачи и состоит оптимизация игрового движения.

Ниже нами предлагаются возможные приемы игровой технологии, которые в социально-педагогической практике игровых форм деятельности и выступают в качестве системы «коммуникативных опор» оптимизации игрового движения:

Программирование речевого воздействия референтов игры (вербальный код игрового движения);

Использование функциональной музыки (ритмического кода игрового движения);

Игровое маскирование (семиотический, художественный код игрового движения);

Смена видов игровой деятельности (вариативность игрового движения);

Определенная организация игрового пространства (коммуникативный код игрового движения);

Программирование потенциальных лидеров игрового сообщества (моделирование ролевых стратегий игрового движения).

Этика игры (этические «опоры» игрового движения). Предпосылкой актуализации моральных императивов игровой культуры в системно-технологической модели игрового движения является наличие у игры как таковой определенных свойств – потенциальных ценностей. Однако только в «человеке играющем» (игровом поведении) ценности игровой культуры получают свое актуальное существование: конкретное ценностное значение игровой культуры возникает, проявляется в тот момент, когда игра как таковая вовлекается в человеческую деятельность.

Этические составляющие игровой культуры моделируются с помощью универсальных понятий, выработанных в области игрового знания: