Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности, страница 2

3.Неопределенность игрового движения, то есть игровое движение не имеет предсказуемого развития или результата; в этом смысле игровое движение – всегда некий шанс или возможность для «человека играющего».

4.Непродуктивность игрового движения; «человек играющий» не стремится к обретению материальных благ, не ищет пользы; смысл игрового движения в самоисполнении.

5.Устойчивость игрового движения обеспечивается добровольной конвенцией играющих – принятием игровых правил и условий, которые подменяют собой обычные законы реальности и служат кодексом честной порядочной игры.

Аксиологические положения игровой технологии формируют в процессе социально-педагогического проектирования образа игры как культурного явления, когда игра обретает свою духовную сущность. При этом категории ценностной сферы игровой культуры выступают и как мотивационные факторы поведения «человека играющего»:

1.A fair play (честная игра); моральный императив, который есть не что иное, «как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности» (3, с.238).

2.Игра свободна, она есть Свобода; ценностный идеал жизни, знаменующий победу над Принуждением.

3.Игровое право опирается на принципы Равенства и Справедливости; непреложное следование каждого установленным нормам конкретной игры, во-первых, и, во-вторых, игра  есть шанс для каждого.

4.Ценностный смысл игры в целом – принятие драгоценности бытия, Жизнеутверждение; построение условного плана игры есть видение «человеком играющим» прекрасных сторон жизни, идеала.

5.Игровое занятие утверждает идеал Гармонии общественных отношений; радость совместной игры – это радость совместных переживаний, возможность сделать своими чужие чувства, это рождение дружбы и товарищества.

6.Игра осуществляет идею творческого Предназначения человека; творчески-преобразующий характер игровой деятельности открывает возможность попробовать другие возможные варианты жизни уже или еще не использованные в реальном плане, при этом деятельное начало игрового занятия исключает всякую возможность Разрушения.

7.       В моменты совершенных игровых переживаний «человеку играющему» открывается Красота мира; игровое занятие в своих совершенных формах объединяет в себе лучшие мгновения человеческой жизни, когда мировосприятие «человека играющего» постигает истинность и красоту окружающей реальности.

Принципы игровой технологии. В комплексной социально- педагогической системе «игровая технология» мы выделяем взаимообуславливающие друг друга принципы игрового общения. Основное требование, предъявляемое к принципам в системе социально-педагогического проектирования игровых моделей общения, – их сочетаемость и взаимосвязанность.

Принцип диалога. Диалог позволяет рассматривать «человека играющего» не как объект воздействия, а в роли субъекта игровых отношений, подчеркивая тем самым самоценность и активизируя процессы его самосознания.

Принцип диалога в проектировании игровых моделей общения отражает саму суть межличностного взаимодействия, независимо от средств, которые оно использует. Педагогическая значимость этого принципа проектирования заключается в признании уникальности каждого участника игрового взаимодействия, принципиальное равенство возможностей в условиях игрового движения. Именно это положение и открывает простор для творческой инициативы «человека играющего». В этом смысле режим диалога создает условия для формирования умения владеть творческой инициативой.

Принцип комплиментарности в игровой технологии выступает необходимым условием социально-педагогического проектирования, обеспечивающим динамичность и вариативность, саморазвитие и целостность игрового движения.

Комплиментарными структурами в пространственно-временном континууме игры выступают:

1.Условность и реальность игрового движения, когда «человек играющий» осознает, что он действует в рамках условной реальности, в отличие от повседневной жизни; «человек играющий» дополняет и преображает реальность так, что объект игры всегда представляет сочетание реального и условного; однако утрата «человеком играющим» ощущения двуплановости игрового движения аналогична прекращению игры.