Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности, страница 3

2.Личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и те препятствия, ограничения (в рамках игровых правил), которые необходимо преодолеть «человеку играющему» в условиях игрового движения.

3.Личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и сверхличностное (случай, неожиданность, непредвиденность, непредсказуемость), к которому неприменимы никакие гарантии и которое проявляется фаталистически как необратимость, «судьба» в условиях игрового движения.

4.Противоположностями в условиях игрового движения могут выступать две стороны в качестве соперников – «человек играющий» - «человек играющий» или одно игровое сообщество и другое игровое сообщество; ритмичность игрового движения в этом случае обеспечивается взаимным соперничеством за инициативу – каждая сторона стремится к инициативности, по возможности ограничивая инициативу противоположной стороны.

Принцип композиционной открытости необходимо обязывает «человека играющего» соблюдать правила игры и одновременно освобождает его творческие силы. Этот принцип предопределяет  «открытость» игрового диалога для творческой инициативы «человека играющего», он раскрывает право «человека играющего» на импровизацию и поступок в игре как естественные условия новизны, неопределенности, непредсказуемости, неожиданности, напряжения и привлекательности в композиции игрового движения. Здесь правомерно указать на понятие «случайность» в игре, по отношению к которой невозможны никакие гарантии.

Раздел «человек играющий» создает обобщенный теоретический образ «человека играющего» с определенным спектром сущностных качеств и свойств мироотношения и мировосприятия.

1.Особенностью игрового мироотношения человека, является то, что это образное, а не понятийное мировосприятие, при котором главную роль играют эмоциональный опыт, «эмоциональное мышление» человека и преобразующая сила его воображения.

2.Игровое мироотношение человека воплощает в сфере игры сами принципы творчества – алгоритм создания и преобразования, в отличие от репродуктивного мироотношения человека вне игрового движения.

3.Игровое мироотношение человека формирует собственные структуры сознания, не-однообразные и существующие рядом со структурами сознания сферы Реальности; именно поэтому игра не служит лишь имитацией сферы Реальности, а элементы реального опыта человека никогда не воспроизводятся в сфере игры так же, как они были представлены в действительности.

4.Игровое мироотношение человека обладает качеством наивного восприятия, которое можно понимать как непосредственность; для «человека играющего» все возможно в сфере игры, его поведение самозабвенно, полностью подчинено игровым переживаниям; «человек играющий» самодостаточен, не думает об эффективности собственных действий и возможном использовании результатов деятельности.

5.Игровое мироотношение человека определяется фактом проявления интегративного мышления – способности по-новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга объекты, проявлять гибкость мышления, которая выражается в умении преодолевать функциональную однозначность объектов в игровом мире.

6.Такой тип мироотношения человека формирует сознание (осознание) жизни, в отличие от навыков жизни, которые представляет ему деятельность в реальной, не игровой, сфере.

Организационно-функциональный уровень игровой технологии представляет собой этап социально-педагогического проектирования имитационных моделей игрового движения – моделирование пространственно-временной структуры игры, способов игрового движения и фаз развития игрового взаимодействия участников, разработку коммуникативной стратегии деятельности референтов игры, системы «коммуникативных опор» и этической системы игровых взаимодействий участников.