Понятие, сущность и содержание Культуры детства

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Понятие, сущность и содержание Культуры детства

Лекция (ГЭК)

Первые упоминания о культуре детства как одной из подсистем культуры взрослого сообщества относятся к началу ХХ века. Впервые словосочетание «культура детства» было употреблено М. Гудмэн в книге «TheCultureofChildhood (1970). В ней, анализируя из каких элементов складывается феномен, который был условно названа ею «культура детства», она выделила три главные подсистемы: 1) детскую игру, 2) детский фольклор и вообще художественное творчество, 3) общение, коммуникативное поведение детей (Цит. по:  , с. 63). Эта формулировка длительное время не была востребована научным сообществом.

Для определения сущности процессов, определявших содержание культуры детского сообщества в 1980-х годах в науке было введено понятие «детской субкультуры», как особой системы представлений о мире, ценностях и т.д., бытующих в детской среде, которая складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место.

Однако, к концу XX века в трудах отечественных ученых все более частым стало употребление словосочетания «культура детства», которое трактовало более расширительно содержание детской субкультуры включая в ее контекст некоторые элементы культуры взрослых, которые так или иначе, были ориентированы на детство. Несмотря на участившееся его употребление (И.С. Кон, 1988), до конца 1990-х годов не было предпринято конкретной попытки определения этого термина.

В 1999 году Л.П. Шухман была разработана авторская программа учебного курса «Культура детства», в рамках регионального компонента блока дисциплин для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация досуга детей и подростков». Однако, в ней также не было дано определения «культура детства», хотя был четко очерчены содержательные границы этого курса, который включал в себя три раздела: методологические аспекты культуры детства, культурную среду детства и ее социальные институты и основные элементы культуры детства.

Несомненно, что в основу этого курса Л.П. Шухман были положены научные труды ведущих зарубежных и отечественных исследователей детства. Однако, несмотря на успешную попытку интеграции этого курса в образовательный процесс, автором не было опубликовано достаточное число работ, отражающих содержание этого курса.

Особо следует отметить диссертационное исследование Э.А. Куруленко, в котором впервые была осуществлена системная попытка расстановки терминологических акцентов при определении «культуры детства».

В его рамках Э.А. Куруленко вычленяет ряд аспектов, которые очень детально, на наш взгляд, характеризуют феномен, активно изучаемый сегодня рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она утверждает:

1.  «Культура детства представляет собой особое конкретное состояние культуры общества и одновременно является структурным компонентом последнего» (  , с. 145).

2.  Культура детства – особый мир, имеющий свои закономерности, свои взаимоотношения, свое пространство» (  , с. 145).

3.  «Культуре детства присущи свои специфические особенности, свои тенденции, закономерности, четко выраженные уровневые ступени, отличающиеся типичными новообразованиями» ( с. 145).

4.  Состояние культуры детства характеризует не только каждого индивида, в нем находящегося, но большую социальную группу, слой с присущими возрасту видами деятельности, ценностями, представлениями о мире и о себе.

5.  Культура детства, являясь составной частью культуры общества, «проектирует», направляет, «корректирует» и эту социальную группу» (  , С. 145-146).

6.  «Культура детства - это развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности пространство-время, в котором взаимодействуют дети и взрослые (   , с. 150).

7.  Культура детства двухслойная. Один ее слой – культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, второй – формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщаться к достижениям истории культуры, осваивать их и, таким образом, через процессы распредмечивания становиться современным на каждом отрезке времени человеком. Креативная деятельность ребенка служит развитию его творческих способностей в доступных каждому этапу детства пределах (  , с. 151).

8.  Культура детства может быть охарактеризована как целостность (среда), в которой осуществляется процесс совместной деятельности взрослых и детей (  , С. 152-154).

9.  Культура детства – это активный двухсторонний процесс, в котором участвуют и взрослые, и дети (  , с. 156).

Исходя из вышесказанного, культура детства может быть определена в двух смыслах – расширительном и более узком. Культура детства в широком смысле – это особое конкретное состояние культуры общества, отражающее представления о детстве в бытовом и научном сознании, характеризующее содержание детской субкультуры, отображающее состояние социокультурной среды детства и его социальных институтов, характеризующее протекание основных социокультурных процессов детства во взаимодействии с взрослой культурой.

В более узком смысле культура детства – это совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для детского сообщества, выполняющих по отношению к нему функцию социальной ориентации, обуславливающих его принадлежность к определенному типу культуры взрослых, и способствующих индивидуальному самоопределению личности.

В научном плане культуру детства можно рассматривать как область социокультурного знания, имеющую объектом своего исследования детство как относительно самостоятельную, специфическую подсистему социокультурного целого и социокультурных процессов, происходящих в детском сообществе.

Как любое научное направление культура детства имеет свои предметные области:

1.  детские сообщества (возрастные, социально-статусные, гендерные);

2.  социокультурные процессы (социализация, инкультурация, коммуникация, досуг);

3.  социокультурная среда детства (семья, дом, дошкольные учреждения, школа, культурно-досуговые и внешкольные учреждения, средства массовой информации, виртуальная среда);

4.  культура детского сообщества (фольклор, игра, мода, язык, латентные формы межличностного взаимодействия детей и т.д.).

И, конечно же, следует отметить, что Культура детства сегодня это еще и учебная дисциплина, которая состоит из четырех разделов:

1.  Методологические основы изучения культуры детства;

2.  Детская субкультура и ее составляющие ее компоненты;

3.  Социокультурная среда как пространство, проектирующее детство;

4.  Социокультурные процессы, формирующие культуру детства.

Таким образом, культура детства определяется как конкретное состояние культуры общества; как совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для детского сообщества; как область социокультурного знания, имеющая объектом своего исследования детство; и как учебная дисциплина, изучающая детство во всех его социокультурных проявлениях.

Похожие материалы

Информация о работе