Очевидно, что данная типология вполне приложима не только к педагогике практической, но, может быть даже в большей степени к теории воспитания. Эти две оси координат «теоцентризм - социоцентризм» и «натуроцентризмя – антропоцентризм» позволяют выявить то особое место, которое занимает теория социально-культурной деятельности среди других педагогических теорий.
Во-первых, теория социально-культурной деятельности, возникшая в период расцвета естествознания, утверждения философии позитивизма и неокантианства, секуляризации научного познания в педагогике (что, по П.Ф. Каптереву, совпадает с переходом от церковного к государственному образованию), изначально была ориентирована на социоцентрическую модель воспитания. Отсутствие теоцентрической ориентации в период зарождения теории внешкольного образования, ставшей предтечей современной теории социально-культурной деятельности, подтверждается анализом обширного ареала источников по педагогике внешкольной работы. Эта характерная черта теории не в полной мере была присуща социально-культурной практике. Практика внешкольного образования в дореволюционной России характеризовалась определенным теоцентризмом, ибо достаточно сильно зависела от церкви, зачастую определявшей содержание деятельности воскресных школ, читален, народных домов, и др.
Определение теории социально-культурной деятельности как не теоцентрической, а социоцентрической, избавляет нас от необходимости более подробно объяснять, почему мы не анализируем специально идеи и концепции социокультурного воспитания, сложившиеся в различных конфессиональных практиках, например, в православии. Что не исключает, однако, самой возможности использования конфессиональных признаков при анализе социально-культурной работы в реальных условиях, в том числе применительно к условиям современности.
Во-вторых, теория социально-культурной деятельности, и ее теоретические предшественницы – теории внешкольного образования, политико-просветительной и культурно-просветительной работы утверждая идеалы творчества и «умственной самодеятельности» (М.И. Демков) ориентировалась на антропоцентрические модели воспитания. Т.е. центральным компонентом воспитательной системы выступает общество (личность), а не природа.
Обобщенный анализ идейно-смыслового содержания социально-культурного воспитания убедительно показывает, что вариация педагогических моделей, сформулированных в теории социально-культурной деятельности, определялась различной степенью выраженности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.