Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 7

Подведем итоги. Системы внешних и внутренних обратных связей, источники ресурсов определяют большую или меньшую возможность эффективного управления организацией. Большинство наших бюджетных руководителей, не понимая этого, пытаются найти «лучшую» структурную схему организации бюджетной пирамиды. В некоторой степени это им удается, но принципиально не решает проблемы.

Существующая бюджетная система лишает руководителей реальной возможности управлять и приводит к тому, что вертикальные связи между уровнями отраслевой структуры становятся преобладающими по сравнению со связями внутри одного уровня (например, одного учреждения). Т.е., при принятии решений руководитель ориентируется не столько на свой коллектив, сколько на то, как отреагирует вышестоящий начальник. Вся работа коллектива формально ориентируется именно на это. С другой стороны, неформально члены коллектива ориентированы в основном на добычу дополнительных ресурсов. И то, и другое отодвигает оказание услуг, т.е. реальную работу, на третий план.

Сами руководители, бессознательно или сознательно понимая эту ситуацию, также ориентируются, во-первых, на сохранение своего «теплого» места (а для этого необходимо поддерживать весь спектр отношений с вышестоящим начальством), во-вторых – на ту же добычу дополнительных ресурсов.

Рассмотрим теперь конкретные способы добычи этих самых ресурсов.

Глава 4. Методы добычи ресурсов в бюджетной сфере.

«Не цель оправдывает средства, а наличные средства оправдывают цель»

Г.Юдин

Борьба за бюджет начинается в самых верхних эшелонах власти. Внутренние механизмы обратной связи – лоббирование законов и нормативных актов, коррупция, интриги в конечном итоге направлены на то, чтобы «выбить» в соответствующую отраслевую пирамиду как можно больше финансовых ресурсов. В верхних эшелонах власти распределяются очень большие деньги, соответственно, борьба там идет не на жизнь, а на смерть, и в ход пускаются любые методы. Именно здесь работают и используются такие механизмы внешней обратной связи, как выборы и глобальное общественное мнение.

Так или иначе, принятый бюджет «спускается», отдается в соответствующую пирамиду – отрасль народного хозяйства. Далее начинается его распределение уже внутри этой пирамиды. Внутри отраслевой пирамиды работают живые люди – и они хотят кушать. Часть бюджета, идущая на зарплату, мизерна – это всем известно. В этой ситуации, чтобы хоть как-то выживать (а для некоторых – очень неплохо жить), основные усилия жителей пирамиды направляются на изобретение и реализацию схем добычи ресурсов, так как эти жители прекрасно понимают – если они будут направлять усилия только на достижение внешней цели, они умрут с голоду (зарплата-то останется прежней).

Рассмотрим основные источники ресурсов людей, работающих на разных уровнях государственной пирамиды. Многие служащие имеют второе и третье места работы, мы же будем обращать внимание на добычу ресурсов, непосредственно связанную с местом службы.

1. Заработная плата.

Самый официальный и честный, а главное, стабильный источник ресурсов. Зарплаты низки, но существует много возможностей ее увеличить. Можно устроиться на 1,5 ставки (как правило, реальный объем работы государственного служащего нисколько при этом не увеличивается). Можно получить какие-нибудь льготы и надбавки – они могут обеспечить мизерное дополнение к зарплате. Можно попытаться продвинуться вверх по тарифной сетке. Для этого некоторые служащие проходят различные аттестации и сертификации (как правило, липовые или чисто формальные). Можно защитить диссертацию – это дает прибавку на несколько десятков процентов (и кроме того, значительно повышает социальный статус: «Диплом позволяет ошибаться значительно увереннее» - Антон Лигов), но требует времени, больших расходов, а главное, некоторого интеллекта. Так или иначе, все вышеперечисленные и некоторые другие ухищрения редко дают возможность повысить зарплату более чем в два раза, что не является принципиальным.

2. Официальная организация платных услуг.

Может быть очень мощным источником ресурсов. Реализация возможна в основном в исполнительных учреждениях.