Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 23

Первоочередное внимание нужно уделять Агитатору из группы УК. Степень нейтрализации зависит от того, насколько негативно агитатор настроен по отношению к руководству. Большая ошибка – противодействие Агитатору. Дело в том, что оно всегда приводит к проигрышу руководителя – по очень простой причине. Если руководителю удалось силовым способом «победить» Агитатора, тот становится «народным героем», «пострадавшим» (так как предполагается, что руководитель изначально сильнее) и получает сочувствие остального коллектива. Если же Агитатор добивается своего – еще хуже: руководитель оказывается слабым и проигравшим и его авторитет катастрофически падает.

Если лидер УК не противодействует вам, поддерживайте его в его начинаниях, идеях. И желательно реально, а не на словах!

Нейтрализация Пропагандиста дается с трудом, так как руководителю трудно бывает прекратить славословия в свой адрес (уж очень это приятно!). Тем не менее, роль Пропагандиста деструктивна (создает ненависть к нему самому и группе АП со стороны группы УК). Поэтому насколько нарочито Пропагандист хвалит начальника, настолько же нарочито начальник должен благодарить Пропагандиста. А передача полномочий, усиление нагрузки и требование конкретных предложений в конце концов поставят Пропагандиста в невыгодное положение и он будет вынужден выйти из своей роли.

Действия Цепной Собаки нейтрализуются гласностью и нагрузкой, но в основном – автоматически по мере оздоровления атмосферы в коллективе.

Очень важно отказаться от «услуг» Осведомителя. Это делается следующими достаточно радикальными способами: не нужно читать ему нравоучения и вступать с ним в коалицию – для начала просто попросите его выступить открыто. Если у вас с ним очень доверительные отношения, то и просьба ваша должна быть высказана доверительно. Это прямая «подставка», но она четко высветит реальное отношение Осведомителя к вам. Если Осведомитель слишком упорен и продолжает гнуть свою линию, сведите его с теми, о ком он дает негативную информацию. Найдите наиболее удобный случай. Будьте готовы к тому, что Осведомитель начнет делать вам гадости – естественно, скрыто. В особо тяжелых случаях постарайтесь избавиться от него, но сделайте это руками сотрудников (как - читайте ниже).

Прекратите критиковать Козлов Отпущения. Дайте им выполнимую работу. Во всех проблемах откровенно принимайте ответственность (не вину, а ответственность) прежде всего на себя, затем на коллектив в целом («это наша коллективная ответственность»).

Уже существующих Благодетелей нейтрализовать, скорее всего, не удастся. Но не допускайте появления новых. Пусть вы даже потеряете в деньгах и прочих удобных мелочах. Это окупится.

Параллельно нейтрализации создавайте новые позитивные социально-психологические роли. В нейро-лингвистическом программировании это относится к «рефреймингу» - переименованию, когда негативный ярлык преобразуется в позитивный [6].

Старая негативная роль и значение ярлыка

Новая позитивная роль и значение ярлыка после рефрейминга

Агитатор

Будоражит коллектив, борется с руководителем

Генератор идей

Дает коллективу новые идеи, помогает руководителю видеть ситуацию с разных точек зрения, ликвидирует «застой»

Пропагандист

Льстит руководителю, «прогибается», консерватор, мешает молодым

Учитель

Опытный, мудрый, предостерегает коллектив от непродуманных действий, поддерживает руководителя в тяжелом труде управления

Цепная Собака

Вечно недоволен, конфликтный, склочник

Критик

Не дает коллективу расслабиться, вовремя замечает проблемы и недостатки, «санитар» коллектива, активный, тянет самую неблагодарную функцию, достоин за это уважения

Осведомитель

Наушничает, собирает сплетни, подсматривает

Аналитик

Мудрый, анализирует мелочи, помогает руководителю в тонких вопросах, специалист в коммуникациях

Козел Отпущения

Безответственный, вечно виноватый, всегда от него проблемы

Альтруист

Всегда готов взять на себя самую неблагодарную работу, стараясь освободить от нее своих друзей-коллег, за что достоин уважения

Благодетель

Взяточник, льстец, блатной, бездельник

Спонсор

Не жалеет личных расходов на благо коллектива, оказывает посильную помощь