Н.С.Хрущев, Й.Броз Тито и венгерский кризис 1956 года, страница 4

Эта позиция была противоположна мнению, преобладавшему в советском руководстве, где все еще считали возможным сохранение Ракоши во главе коммунистического режима Венгрии и опасались, наоборот, что его отстранение поможет противникам режима. Прибывший в Венгрию Суслов передал членам политбюро ЦР ВПТ советскую установку, согласно которой снятие Ракоши было бы в данный момент подарком американцам". Сам Суслов оценил ситуацию отнюдь не так драматично, как Андропов, и, информируя Москву, счел, что некоторых тактических шагов, в том числе введения Кадара в политбюро, окажется достаточным, чтобы нейтрализовать недовольство руководством ВПТ, проявляемое, по его оценке, лишь частью нетехнической интеллигенции и партработников, а также реабилитированными в последние два года коммунистами, в прошлом занимавшими видные посты12.

Согласно мемуарам Мичуновнча, информация Хрущева о направлении Суслова в Будапешт не получила продолжения на июньских переговорах с Тито в Москве. Сам Мичунович сильно сомневался, чтобы Суслов с его репутацией человека, непосредственно проводившего установки Сталина в Коминформе, мог способствовать урегулированию положения в Венгрии, Скорее всего такие сомнения были и у других югославских участников переговоров, хотя в мемуарах посла ничего об этом не говорится. Там, однако, отмочено, что югославы воздерживались от того, чтобы высказывать советским собеседникам мнение по поводу миссии Суслова13. Югославское руководство было слишком заинтересовано в достижении главной цели — соглашения, которое, с одной стороны, обеспечило бы Югославии значительное советское экономическое содействие, а с другой стороны, в максимально возможной степени закрепляло бы признание Кремлем равноправия Белграда как партнера, независимости Югославии во внутренней и внешней политике, в том числе по отношению к руководимым Москвой социалистическому лагерю и коммунистическому движению, признание права на собственные, отличные от советских политико-идеологические установки. Такое соглашение должно было облегчить экономическое развитие Югославии, усилить престиж правящего режима внутри страны, укрепить его международное положение, причем не только в отношениях с СССР и советским блоком, но и с Западом. И хотя советская сторона на переговорах стремилась, наоборот, к тому, чтобы, насколько удастся, притянуть югославов к своей политике и идеологической платформе, положение, которое уже занимала Югославия, и обстановка, созданная XX съездом КПСС, давали Тито и возглавлявшейся им делегации шанс добиться ряда существенных результатов в ходе июньского визита.

В этих условиях югославы считали целесообразнее сосредоточиться на наиболее крупных и важных для них проблемах. Итогом переговоров стал компромисс, в большой, если даже не в большей, мере выгодный югославской стороне1*. Что же касалось

"' Тито рассказывал это в беседе с венгерским посланником и Югославии Шандором Куримски 21 июля {ССВК, с. 229) и повторил п речи в Пуле 1 I ноября 1956 г. (Борба. 16.Х1.1956).

11 Об установке, изложенной Сусловым, упоминалось месяц спустя в беседах, которые вел в Будапеште член прелидиума ЦК КПСС Л,И. Микоян (ССВК, с. 154).

13             ССВК, с. 85-87.

14          МНиттс V. Ор. иг., ч. 82-«3.

14 Основные результаты переговоров отражены в совместном межправительственном советско-югославском заявлении и в декларации об отношениях между КПСС и Соючом коммунистов Югославии, которые были подписаны 20 июня 19.56 г. и на следующий день опубликованы. - См., Правда, 21.У1.1956. Итоги переговоров излагались также в специальном документе, утвержденном 13 июля президиумом ЦК КПСС и в виде секретного информационного письма доведенном до сведения партийных функционеров КПСС и руководителей ряда компартий (текст, направленный в адрес Ракоши, опубликован на венгерском ялыке  карсоЫок 1956..., 77-84 о1й.).

13